Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Библейское понимание лидерства

Библейское понимание лидерства

Печать E-mail
Автор Том Маршалл   
28:04:2009 г.
Оглавление
Библейское понимание лидерства
Что такое лидерство?
Предвидение лидера
Цели
Вопрос времени
Передача видения
Опасность: сила в действии
Искупление силы
Искупление лидерства
Как стать лидером-слугой?
Синдром статуса
Как обращаться с критикой?
Власть
Как справляться со стрессом в соответствии с Библией?
Взаимоотношения
Доверие, цена посвящения
Кто заботится? Любовь и лидерство
Сотворенные для почтения
Понимание понимания
Столкновения с совокупной силой
Изменённый город
Когда лидеры терпят неудачу

Глава 11

Власть — мантия лидера

Лидеры неразрывно связаны с властью. Люди мгновенно признавали в Иисусе то, что Он обладал властью. Он говорил с властью, Он действовал с властью, Он учил с властью, и когда Он приказывал, даже бесы, ветер и вода повиновались Ему. И через Свою смерть и воскресение Он получил всю власть на небе и на земле, духовную и светскую (Мат. 28:18).
Но мы говорим о том, что, хотя власть и является важным атрибутом лидерства, и лидеры не могут эффективно действовать без неё, в то же время неправильное использование власти является одной из главных ошибок лидерства и источником большинства постоянных жалоб на лидеров.

Терминология силы

Любая дискуссия на тему власти также поднимает два других смежных понятия: силу и ответственность. Часто они не чётко определены, потому что употребление этих терминов не является неизменным. Например, некоторые авторы употребляют силу и власть взаимозаменяемо, а другие употребляют власть и ответственность, как слова, относящиеся к одному понятию. Но эти понятия необходимо разграничивать для ясности, поэтому мы будем использовать их со следующими значениями:
Сила
Сила (греч. «дюнамис») употребляется для описания внутренней силы или способности. Это динамизм или возможность, которая позволяет человеку заставить людей сделать что-то или измениться каким-то образом, желают они этого или нет, или сделать что-то несмотря на противление или неблагоприятные обстоятельства.
Типы силы, которые могут быть использованы лидерами, были разносторонне проанализированы. Вот одна полезная, если не исчерпывающая классификация:
1. Сила вознаграждения
Эта сила заключается в том, что лидеры вознаграждают поведение, желаемое ими. Лидеры могут, например, иметь силу продвигать по службе, увеличивать зарплату, награждать, назначать на особые должности и оказывать другую поддержку. Они могут также оказывать значительное влияние на то, как люди будут поступать, давая или удерживая блага, находящиеся в их распоряжении. Формой силы вознаграждения является даже сила лидеров публично хвалить или признавать достижения.
2. Принудительная сила
Это сила, противоположная силе вознаграждения; это возможность запугивать и наказывать тех, кто не поступает желаемым образом. Их могут понизить в должности, оштрафовать, уволить, разжаловать, посадить в тюрьму или применить к ним другие неприятные санкции. Сила лидеров выносить выговор или запрещать также является примером принудительной силы в более мягкой форме.
3. Экспертная сила
Эта сила приходит из обладания лучшими навыками, силой, знанием или способностями. У эксперта есть сила, потому что он или она могут выполнить задание лучше, чем кто-либо другой, или знают больше о данном предмете, чем кто-либо другой.
Лидеры могут быть лично осведомлены в определённых областях навыков и знания и не иметь экспертной силы, потому что данная компетентность не связана с работой в данный момент. Вообще-то, им не обязательно иметь экспертную силу в какой-то области, кроме одной: и это лидерство. Не имеет значения, могут ли другие люди выполнять какую-то или все работы в организации лучше, чем лидер, но никто не должен иметь способности вести лучше, чем лидер.
4. Законная сила
Люди признают, что сила является законной, когда её нормы, то есть то, к чему она стремится, согласуются с их собственными внутренними ценностями. Поэтому, если представление людей о лидерстве в церкви заключается в том, что оно должно быть коллективным и ориентированным на людей, они будут рассматривать любую форму централизованного, ориентированного на задание и директивного лидерства как незаконную и авторитарную. С другой стороны, если люди рассматривают церковь как иерархический институт, где роль лидеров заключается в том, чтобы говорить, что нужно сделать, они признают право лидера принимать самостоятельные решения совершенно законным и отвергнут другие, ориентированные на людей, стили лидерства, как слабые и неэффективные.

Власть

Под властью мы подразумеваем два понятия: во-первых, право использовать силу и, во-вторых, действительное использование этой силы. Иными словами, власти нет, если нет поддерживающей её силы, и власти нет, если ею не пользуются.
Иисус дал семидесяти ученикам силу и власть изгонять бесов и исцелять болезни, и ученики пошли и использовали эту власть. Что в результате? Они вернулись с радостью и сказали: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём».

Ответственность

Под ответственностью мы подразумеваем подотчётность за действия и результаты. Некоторые люди хотят использовать силу, но они не хотят отвечать за результаты. Другие люди избегают лидерских должностей, потому что они не хотят ответственности.
Сила, власть и ответственность не только идут рука об руку, они должны быть равны. Это значит, что:
1. Тем, кому дана исполнительная власть, должно быть дано достаточно силы, чтобы воспользоваться ею. Нет смысла давать человеку формальную власть, если не хватает силы, чтобы поддержать её.
2. Те, кому даны сила и власть, должны отвечать и отчитываться в полной мере за результаты, иначе сила не будет использоваться должным образом.
3. Тем, кто отвечает за результаты, должна быть дана достаточная сила и власть, чтобы выполнить работу должным образом.
Все эти три элемента можно найти в притче о талантах в Евангелии от Луки в 19 главе.
Сила представлена талантами или минами, данными знатным человеком своим рабам.
Власть дана его инструкциями: «Употребляйте их в оборот, пока я не возвращусь».
Ответственность потребовалась, когда этот знатный человек возвратился и потребовал у рабов отчёта за то, что они сделали с талантами.

Власть и послушание

Бог всегда желал, чтобы человек осуществлял власть, как это видно из первоначального разрешения на управление, которое Он дал человечеству для правления над землёй (Быт. 1:28). Но так как власть — это делегированная сила, она может употребляться только теми, кто находится в отношении послушания к источнику этой силы. Римский сотник, который так впечатлил Иисуса и был так впечатлён Иисусом, прекрасно понимал это. Он не сказал: «Я сам человек, обладающий властью», — он сказал: «Я подвластный человек, имею воинов у себя в подчинении».
«Говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит, и слуге моему: «сделай то», и делает». (Лук. 7:8)
Сотник знал, что у него была власть над его сотней людей, пока он сам оставался подвластным. Его люди беспрекословно слушались его приказов, потому что они знали, что если они не послушаются сотника, стоящий над ним поддержит его, а начальник его начальника сделает то же, и так до кесаря на его престоле в Риме. Вся сила Рима стояла за сотником, пока он оставался под властью. Если бы он оставил это послушание, он потерял бы свою власть.
Истинная власть духовна по происхождению, то есть она исходит из духа того, кто осуществляет её, и влияет на человека, над которым она осуществляется, также на его дух. Она несёт с собой чувство «я должен», которое отражается на совести человека, но, и это важно, она оставляет его волю свободной выбирать послушание или непослушание.
Когда те, кто пользуются властью, сами не живут в послушании более высокой власти, что происходит? В таком случае, то, что получается — совсем не власть, а сила воли, эмоциональное давление и аргументация силы.
Так как всё это происходит из души, это будет влиять на душу другого человека. Будет происходить столкновение воли, конфликт аргументов и противостояние эмоций.
Человек, которому приказывают, либо отступит перед мощью большей душевной силы, почувствовав ожесточение и противление, либо будет стоять за себя, и произойдет открытый конфликт.
Когда я выбираю подчиняться истинной власти, я не чувствую себя ниже других, или что меня лишили чего-то, потому что истинная власть духовна и уважает мою моральную свободу. Послушание является моим свободным выбором.
Но когда так называемая власть стремится навязать моей воле волю другого человека, или приносит эмоциональное и интеллектуальное давление, она не уважает мою моральную свободу. Я могу смириться или восстать, но ни то, ни другое не принесёт настоящего удовлетворения.

Ситуационный анализ власти

При рассмотрении вопроса власти часто практически не замечают аспект сущности ситуации, в которой употребляется власть.
Однако, ситуационные аспекты имеют очень большое влияние на тип послушания, которое должно быть соответствующей реакцией в данном случае. Тип власти, который совершенным образом подходит в одной ситуации, может быть неподходящим в другой ситуации, и неуместным, даже опасным, в третьей. Этот раздел особенно важен для церковных лидеров, потому что им приходится общаться с одними и теми же людьми, но часто в очень разных ситуациях и обстоятельствах, и поэтому невозможно использовать просто один общий тип власти.
Можно выделить три типичных категории ситуаций: ситуация Задание, ситуация Обучение и ситуация Этическая, или Духовная, и тип власти, подходящий к каждой из них: власть Задания, власть Обучения и Духовная власть. Если мы обратимся к Новому Завету, мы обнаружим, что разные слова, используемые для послушания и непослушания, можно удачно разместить в этом анализе.

Природа власти Задания

Это самая простая и наиболее прямая форма власти, и она рассматривает подчинённых просто как ещё одни руки или возможности в работе начальника. Лидер отдаёт приказания и даёт инструкции, и от подчинённых требуется только, чтобы они понимали приказы и выполняли их как можно точнее. Если один будет руководить и координировать усилия всех, команда сможет сделать гораздо больше, чем один лидер.
Поэтому в ситуациях Задания лидеры не считают себя обязанными выдвигать причины, оправдывающие их решения, и не заинтересованы в дискуссии и достижении согласия по поводу того, что необходимо сделать. Их власть стремится быть простой, директивной и категоричной.
Власть Задания является законным и уместным типом власти, прекрасно действующим в следующих типах ситуаций:
1. Это первый тип власти, используемый в отношении маленьких детей для того, чтобы добиться их послушания там, где ещё нет основы для понимания причин, почему отдаются данные приказания. Если вам не хотелось бы, чтобы ваш малыш вышел на дорогу, вам нужно положиться на власть Задания, потому что он слишком мал, чтобы осознать опасность, этого от него и ждать не приходится. Он должен учиться слушаться, только потому что вы сказали ему.
2. Власть Задания подходит также для большого количества весьма простых и несложных типов работы, которую необходимо выполнить, или такой работы, которая требует координации усилий группы людей. Если нужно поднять тяжёлый ящик, кто-то должен решить, когда сказать: «Взяли!», — и для этого не требуется созывать собрание.
Также когда большое число людей вовлечено в какую-то операцию, или если её необходимо решить за короткий период времени, власть Задания подходит лучше всего.  
3. Власть Задания также остаётся лучшим, даже единственным, типом власти, который может справляться с экстренными или опасными ситуациями повышенного риска, где затруднена коммуникация, например, на поле боя. Кроме того, в таких ситуациях требуется очень большая степень доверия лидеру, поэтому здесь предпочитают известных и испытанных лидеров, или участники должны быть вымуштрованы до мгновенного и беспрекословного повиновения, что часто необходимо для выживания в таких ситуациях.

Послушание Заданию

В Новом Завете для обозначения послушания употребляется греческое слово «пейтеархео», которое означает подчиняться имеющему власть (Деян. 5:29; Тит. 3:1); для обозначения непослушания — «анопотактос», неуправляемость (1 Тим. 1:9), которую всегда нужно пресекать, иначе она приведёт к неэффективности, беспорядку и вещам, ещё худшим.

Ограниченность Задания

Если власть Задания употребляется слишком долго в отношении детей, или если она используется некстати, она может держать людей в состоянии психологической незрелости, иногда до такой степени, что они становятся неспособными принимать собственные решения или отвечать за свою жизнь. Критика, выдвигаемая против власти Задания в промышленности, заключается в том, что она делает именно это. Взрослые мужчины и женщины проводят жизнь на фабричном производстве под типом власти, который относится к их раннему детству.
Более того, власть Задания часто жёстко ограничивается только конкретным заданием. Она не даёт лидерам власти над действиями их подчиненных вне данного задания. Часто требуются значительные усилия, чтобы это было признано, и чтобы качество взаимоотношений на работе не распространялось на личную и социальную жизнь.

Природа власти Обучения

Власть Обучения коренным образом отличается от власти Задания, потому что у них разные цели. Целью власти Задания является сделать что-то, в то время как целью власти Обучения является научить кого-то, как это делать.
Английское слово, обозначающее власть, происходит от латинского слова «аугере» — производить увеличение или заставить расти. Таким образом, в области знания власть — это человек, который заставляет других расти благодаря тому, что он знает, или что он вкладывает. Власть учителей заключается в том факте, что они находятся на короткой ноге с предметом, который они преподают или владеют им. Они первыми подступают к нему. Учащиеся подчиняются власти учителя, потому что они не подступают первыми к комплексу знаний, а подступают только через учителей.
Таким образом, у власти Обучения есть две задачи. Первая — привести знания в форму, которая доступна для учащихся. Это включает упрощение, объяснение и иллюстрирование. Вторая — повысить способности учащихся, чтобы они могли проникнуть в комплекс знаний большей глубины и сложности.
Власть Обучения, поэтому, не может полагаться на чёткие и подробные указания. Она должна идти дальше, чтобы раскрыть причины и принципы, лежащие за указаниями. Поэтому вопросы, обсуждения, возражения, споры и объяснения не только допустимы, но и являются частью обучающего процесса. Власть обучения не сделает своё дело должным образом, пока причины не только не будут чётко сообщены учащимся, но и не будут полностью поняты ими.
Это указывает на то, что власть задания не подходит к ситуации обучения. В лучшем случае она произведет заучивание наизусть или заучивание, «как попугай». Учащиеся часто будут довольны этим, но настоящие учителя никогда не позволят, чтобы это произошло, а будут настаивать, чтобы учащиеся стремились понять причины и правомерность обучения, потому что только когда они поняли это, можно сказать, что они начали овладевать предметом.
Более того, известно, что власть Обучения ограничена сама собой. Её цель всегда состоит в том, чтобы стать излишней, что происходит, когда учащиеся получают собственный прямой доступ к комплексу знаний, и им больше не нужно учителей. Желание каждого настоящего учителя состоит в том, чтобы его ученики со временем превзошли его, иначе знания учителя становятся потолком, выше которого учащиеся не могут подняться.

Послушание власти Обучения

Основной тип власти лидеров в церкви — это власть Обучения, поэтому они должны предъявлять причины и давать объяснения, для чего они проповедуют и учат, и должны быть готовы, что им будут задавать вопросы те, кого они ведут.
В Новом Завете слово, обозначающее послушание, в этом контексте — «пейто», которое значит «быть убеждаемым», а убеждать значит завоевывать или производить изменение мнения путем влияния разумных доводов или моральных рассуждений. Это слово используется в Послании Евреям 13:17:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно».
Непослушание — «апейтеиа», состояние неубеждаемости или упрямый отказ, или отвержение истины (Тит. 3:3).
Природа Духовной власти
Власть, применяемая в духовной, или моральной, сфере, отличается от любого задания власти Обучения, потому что, опять же, у них разные цели.
Если целью власти Задания является выполнение, целью власти Обучения — научиться, как выполнить, то целью Духовной власти — научиться быть, иными словами, она занимается характером и изменением характера.
Так как Духовная власть связана с властью, она должна быть глубоко посвящена:
1. Неприкосновенности морального выбора, и, исходя из этого, необходимости для людей решать и делать выбор на основании совести.
На самом деле, в моральных и духовных вопросах, если человек не принимает решения на основании совести, он совсем не действует морально, он действует аморально. Каким бы социально желанным ни было его решение, его поведением движет конформизм, а не мораль.
2. Почтению к индивидуальности и различиям, так что от людей не ждут, что они будут вмещаться в рамки стандарта, где они думают одинаково. Божий путь — это не единообразие, а единство в многообразии.
3. Уважению к личной жизни. Бог уважает неприкосновенность личного выбора и личной жизни, даже когда это выключает Его из жизни людей (Отк. 3:20). Мы должны почитать это так же.

Послушание Духовной власти

Новозаветное слово, обозначающее послушание, здесь, это «хупакуоу», что значит «слушать под» (Рим. 6, 17:2; Кор. 10:5). У него тот же смысл, что и у еврейского слова «шема», которое значит слушать прилежно. В обоих случаях это слушание не просто ушами, но и совестью.
Непослушание — «паракое», произвольный отказ слушать.
«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
(Мат. 13,15) Цель Духовной власти
Одни из самых мудрых слов, которые были когда-либо написаны о духовной власти, исходят от Менно Симонса, одного из отцов Меннонитской Церкви.
Они были написаны во времена Реформации, что делает их ещё более замечательными, потому что это было время, когда противников устоявшегося богословия обычно сжигали на месте. Он сказал:
«Духовная власть никогда не заставляет бунтаря смириться. Её единственная цель — дать возможность послушному человеку жить святой жизнью. Поэтому она покоится на добровольном подчинении и послушании. Более того, у духовной власти есть в распоряжении только духовные средства. Её единственным оружием являются молитва, Писание, увещевание и сила святой жизни».
Итак, церковные лидеры, пользующиеся духовной властью, должны усердно избегать применения силы и манипуляции в любой форме, будь это сила воли, или личность, обаяние, или репутация, давление группы или друзей. Ещё больше следует избегать присваивания Божественного откровения или Божественного разрешения для поддержки приказаний, подкрепления взглядов и мнений.
Но они должны также не позволять людям делегировать их моральную ответственность на верх. У некоторых людей есть опасная тенденция избегать личной моральной ответственности, пытаясь заставить своих лидеров принимать этические решения за них.
Они приходят и говорят: «Ты — человек Божий, скажи мне, что делать, и я сделаю это», «Ты женщина, знающая Бога, и я доверяю твоему различению; пожалуйста, скажи, как правильно поступить?» Это может льстить и казаться очень соблазнительным, но этого нужно избегать, как чумы.
Вы не можете быть совестью другого человека, и вы не можете быть Богом ему или ей.
Если Духовную власть верно используют и охотно принимают, она достигает трёх целей в церкви:
1. Использует власть Христа в небесной и духовной сферах. Божья воля свершается, когда Бог желает на небесах, а человек желает на земле.
«Се, даю вам. власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам». (Лук. 10:19)
2. Дает авторитетное и надёжное, но не безошибочное, водительство и направление в церкви (Деян. 15:1-19) и
3. Делает учеников не для людей, а для Христа
«...дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы...»
(Мат. 28:18-19)
Неправильное употребление власти в моральных и духовных ситуациях
Мы уже говорили, что власть Задания и власть Обучения не совпадают. К этому нужно добавить, что использование власти Задания в Моральной, или Духовной, ситуации смерти подобно. Это рождает законничество, убивающую букву.
«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит». (2 Кор. 3:6)
Когда духовные лидеры категорически возвещают то, что они понимают под истиной, в моральных или духовных делах, и не позволяют задавать вопросы и дискутировать, они используют власть Задания в духовной ситуации. Когда они классифицируют любые противоположные точки зрения и альтернативные истолкования как бунт против помазанной власти, они также неправильно применяют власть Задания. Власть Задания в духовных вопросах и этических делах, сопутствующих им, неизбежно рождает законничество.
Есть разница между законом и законничеством. Смертельная опасность законничества заключается в том, что оно позволяет нам найти способ жить в пределах буквы закона, не давая ей затронуть наше сердце. Фарисеи установили около 300 правил для соблюдения субботы. Если вы соблюдаете их все, даже Бог не может обвинить вас в нарушении субботы. Но дух субботней заповеди, решение человека жить для славы Божьей, может быть совсем опущен.
Законничество, защищая нас от воздействия закона, также рождает моральную бесчувственность. Если я обращаюсь с законом так, как следует, я вскоре обнаружу, что это палка о двух концах, которая ударит меня раньше и сильнее, чем моих слушателей. С другой стороны, законничество позволяет мне ударить другого буквой закона, а самому совершенно не быть ей затронутым.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.