Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Библейское понимание лидерства

Библейское понимание лидерства

Печать E-mail
Автор Том Маршалл   
28:04:2009 г.
Оглавление
Библейское понимание лидерства
Что такое лидерство?
Предвидение лидера
Цели
Вопрос времени
Передача видения
Опасность: сила в действии
Искупление силы
Искупление лидерства
Как стать лидером-слугой?
Синдром статуса
Как обращаться с критикой?
Власть
Как справляться со стрессом в соответствии с Библией?
Взаимоотношения
Доверие, цена посвящения
Кто заботится? Любовь и лидерство
Сотворенные для почтения
Понимание понимания
Столкновения с совокупной силой
Изменённый город
Когда лидеры терпят неудачу

Глава 19

Изменённый город

Мы коротко рассмотрели то, что даёт необходимое основание христианам для свободной, победоносной и творческой жизни в структурах светского общества и при наличии влияния присущих ему сил противления. Но мы призваны не только благополучно выжить в этой среде, но и предпринять кое-что в отношении самих сил, чтобы через нас им стала известна многоразличная премудрость Божия (Еф. 3:10). Для того, чтобы сделать это, нам необходимо возвратиться к городу в свете того, что мы уже узнали. Заметьте следующие очень важные пункты.
1. Структурное единство, совокупный дух, который мы называем «городом» или «силой», является падшим, но не демоническим. Из своей падшей природы он является доминирующим и потенциально идольским, но всё же является объектом искупления. Поэтому мы не должны отвергать или бояться его или отделяться от него. Мы должны заботиться о нём, восстанавливать его и исцелять его для познания господства Иисуса Христа и служения Ему.
2. Вне зависимости от падшей природы и доминирования структурных сил, христиане могут жить в таком окружении и служить их законным целям, не подчиняясь их посягательствам на высшую власть. Величайшая земная сила, современное государство, является предпоследней властью; наивысшей властью всегда является Иисус Христос. Когда мы находимся под Его высшей властью, у нас есть внутренняя свобода от всех идольских посягательств. Эта внутренняя свобода, которая принадлежит нам по праву, как верующим, реальна; она гарантируется Иисусом Христом, и мы должны испытывать её. Когда это происходит, это влияет на наши внутренние отношения и наши внешние действия, являемся мы главой корпорации или наименьшим служащим, старшим пастором церкви или обыкновенным членом.
3. Характер силы в начале её действия относительно изменчивый, то есть он формируется и оттачивается либо произвольно, либо неосознанно её основателями. По мере роста она приобретает собственную жизнь и характер, становится более неподатливой и оказывает своё изменяющее влияние на тех, кто находится в пределах её досягаемости. Тем не менее, она всегда сохраняет определенную способность к изменению, то есть её характер может изменяться сильными лидерами, влиятельными участниками или мгновенными и решительными событиями. Это означает, что в такой организации, как церковь например, мы можем либо произвольно стремиться создать такой характер, который мы желаем, либо просто пускать всё на самотек, подобно беззаботным родителям, которые позволяют детям расти как-нибудь и формироваться посредством любого влияния, попадающегося на их пути. Мы не одобряем таких родителей и не восхищаемся ими.
4. Мы увидели, что за структурными силами мировой системы лежит демонический слой, называемый •«властями века сего» (1 Кор. 2:6-8; Еф. 6:12). Эти бесовские силы усиливают бунт структурных сил и стремятся забетонировать их, чтобы они не могли изменяться в направлении праведности. Необходимо нечто более, чем просто изменение политики; необходимо изменение характера, и это морально-духовный вопрос.
5. Как христиане, мы действуем в отношении сил на двух фронтах:
а. Ниспровержение бесовских твердынь над силами для того, чтобы раскрыть их для возможности изменения. Это сфера духовного воинствования и освобождения. Одно дело изгонять бесов из людей, и другое, даже более важное, — это изгонять бесов из структур. Это может включать публичный экзорсизм (изгнание бесов). Сначала идет этот уровень действий. Иисус всегда ставил первое сначала. Он сказал, что сначала нужно связать сильного, а затем расхитить дом (Map. 3:27). Если мы не будет эффективно обращаться с этим уровнем противления, наши попытки, несомненно, закончатся отчаянием, если не хуже,
б. Обращение к структурным силам с призывом признать Того, Кому они принадлежат, Господа Иисуса Христа. Так же с призывом исполнить их должное назначение, которое заключается в том, чтобы они были служителями Божьими на добро (Рим. 13:4) и частью домостроительства творения, чтобы они были, наконец, соединены под главою Христом (Еф. 1:10). Это сфера влияния и искупительного организационного изменения, и каждая его частица так же важна, как и духовное воинствования. И то, и другое должны идти рука об руку, ибо если мы не будем активно работать для изменения в структурах, вся наша духовная брань будет непродуктивной и даже вредной, как предупреждал об этом Иисус в Евангелии от Матфея 12:43-45. Часто в этом отрывке мы не замечаем, что Иисус применил аналогию вновь демонизированного человека для описания состояния всего общества.
Изменения структурных сил в направлении праведности — это восстановление разрушенного города:
«И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разорённые, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, — служителями Бога нашего будут именовать вас...». (Ис. 61:4-6)
Неемия, производящий организационные изменения
Детальный библейский план организационных изменений можно обнаружить в книге Неемии. Она имеет непосредственное отношение к нашему предмету, потому что если книга Ездры рассказывает о восстановлении храма, книга Неемии говорит о восстановлении города. Во дни Неемии храм уже 70 лет как был восстановлен, в то время как город всё ещё лежал в руинах. Кажется, Божий порядок выглядит так: сначала храм, затем город. В последние 30 лет в харизматическом обновлении мы видели значительное восстановление храма, то есть церкви. Но общество лежит в руинах. Именно на нем сконцентрировано сегодня Божье внимание.
Вот краткое описание метода Неемии, который можно широко применять к «городам», в которых мы живём и работаем.
1. Забота о городе
«Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней...» (Неем. 1:4). Джон Гринлиф говорит, что проблема нашего общества сегодня заключается в том, что никто не любит организаций. Он прав, и, боюсь, это особо справедливо в отношении нас, христиан. Мы боимся структурных сил и недолюбливаем их; они одновременно пугают нас и внушают нам отвращение; мы подчиняемся им и иногда понимаем, что соблазнены и обмануты ими. Мы высказываемся против их зла, критикуем и осуждаем их неудачи, но не заботимся о них, а забота — это ничуть не меньше, чем любовь в действии. Если мы собираемся изменить нашу организацию, нам необходимо испытывать к ней такие чувства, какие еврей испытывал к Иерусалиму:
«Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». (Пс. 136:5-6)
2. Молитесь о городе.
«...я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4-11). Молитва Неемии, которую следует читать, и над которой нужно раздумывать каждому лидеру, включает в себя два ценных откровения для людей, занимающихся организационными переменами.
а. Он сообразует себя с грехом города: «...исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего» (Неем. 1:6). Если мы имеем дело с силами, мы имеем дело с корпоративным злом, и так как мы являемся частью этих структур, мы неизбежно несём часть совокупной ответственности за то, что неправильно и что пошло в неправильном направлении, б. Он желает стать частью ответа на свою молитву (Неем. 1:11). Искреннее ходатайство очень часто ведёт к вооруженному вторжению, и всегда требуется желание быть его участником для искреннего ходатайства.
3. План на город
Четыре месяца прошло со времени событий главы 1 до событий главы 2 книги Неемии. Что происходило в это время, мы узнаем из разговора Неемии с царем и царицей. То, о чём он попросил тогда, было не результатом мгновенного вдохновения, а плодом многих недель молитв и глубоких размышлений. Он предложил не просто ряд детальных планов, а нечто более важное.
а. Он получил большое видение
То, чего не могли сделать 50 000 евреев под руководством Зоровавеля в течение 70 лет, решил сделать Неемия. Когда он думал об Иерусалиме, он решил: -«Я восстановлю его». С большим видением пришла смелая просьба о не менее чем правлении над Иудеей, для того, чтобы он мог выполнить работу (Неем. 2:7-8). Для успеха необходимо всегда стремиться к радикальным, а не к косметическим переменам.
б. Долгосрочная цель
Царь спросил Неемию, сколько он будет отсутствовать и когда возвратится, и Неемия «назначил время» (Неем. 2:6). Если вы сравните 2:1 с 13:6, вы обнаружите, что это время составляло 12 лет.
Для организационного изменения необходимо время, и чем радикальнее изменение, тем медленнее процесс. Поэтому для успеха мы должны посвятить себя на долгое время.
4. Живите в городе
Культура, общество и организация может изменяться в большинстве случаев только изнутри. Почувствовав это инстинктивно, Неемия пришёл в город и жил там (Неем. 2:11). Даже если вы производите внутренние изменения снаружи, например, как консультант, вам необходимо «влезть в чужую шкуру», попасть внутрь организации, до того, как вы сможете эффективно изменить её, не повредив её духа. Для проникновения внутрь, среди всего прочего потребуется уважительное, не осуждающее и смиренное желание узнавать пути города и участвовать в его жизни.
5. Исследуйте город и узнавайте, в чем заключаются его реальные проблемы
Пробыв в Иерусалиме менее недели, Неемия уже знал город и его проблемы лучше тех, кто жил в нем годами (Неем. 2:11).
а. Он увидел цельную картину и размеры проблем с объективностью свежего взгляда нового человека.
б. Он лично изучил её, непосредственно для того, чтобы получить представление без недомолвок и добавлений жителей, в. Он увидел проблемы в особой перспективе, то есть в перспективе человека, который верил, что они могут быть решены, и собирался кое-что предпринять в отношении этого.
6. Начните движение
Существует множество примеров того, что социальное изменение, будь оно в культуре или в жизни организации, обычно совершается «движением», у которого есть конкретная цель, заключающаяся в совершении необходимых перемен. Более того, было установлено, что наиболее могущественные движения:
Концептуально радикальные и основанные на посвящении религиозного типа.
Движение не нуждается в большинстве голосов для его начала. Это такое социальное изменение, которое может быть основано посвящённым меньшинством, но когда движение приобретает самостоятельную жизнь, его можно остановить только мощной и сокрушительной силой. Мы обнаруживаем, что Неемия основывает именно такое движение. Его стратегия, применимая к подобным малым и большим организациям, заключается в следующем:
а. Найдите влиятельных лиц (Неем. 2:16). Неемия добился благорасположения группы важных людей города, с чьим мнением считались, — лидеров общественного мнения, показывающих направление, за кем бы следовали люди,
б. Поставьте их перед проблемой (Неем. 2:17). Неемия четко сказал им, как он видел проблему: «Иерусалим пуст», — он — пустырь, упрек, бесчестье. Но он указал, что это было проблемой города, так же, как их проблемой. Он не сказал: «Вы видите бедствие, в каком вы находитесь», он сказал: «Вы видите бедствие, в каком мы находимся». Очень важно отождествить себя с теми, кто нуждается в изменениях,
в. Дайте людям видение. «Пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении». Неемия делал ударение на возможностях, он говорил, что работу можно выполнить, и мы можем сделать это. Но заметьте, что Неемия не просто сообщал видение. Он был прирожденным лидером, и он знал, где действуют лидеры: он уже принял несколько важных решений, которые переместили бы видение из будущего в настоящее (Неем. 2:7).
«И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне». (Неем. 2:18)
г. Вовлеките самих людей в видение. «И сказали они: «будем строить» (Неем. 2:18). Это критический момент в любом движении за изменение. Видение должно принадлежать тем, кто будет двигаться с ним: оно уже не является больше видением лидеров, это видение движения. Лидер или основатель видения должен в конце концов, не удерживать его, как его или её личную собственность движения. Если лидер настаивает на сохранении у себя права собственности на движение, потому что он или она родили его, оно будет хромать с самого начала. Меньше людей будут присоединяться к нему, меньше людей будут жертвовать для него и оставаться с ним в трудные времена, и ещё меньше людей будут верны ему, если лидер уедет, умрет или потеряет интерес.
7. Поощряйте рост движения за изменение
Участие в движении имеет определённые особенности, с которыми лидеру необходимо сообразоваться или внедрить их, а затем поддерживать.
а. Личное посвящение группы людей, которые верят, что могут изменить своё непосредственное окружение.
б. Вовлечение друзей или коллег в мелкомасштабные проекты, или, как я называю это, «возможности победы». Наиболее успешные движения обычно имеют на своем счету небольшие, но заметные успехи в изменении ситуации до того, как они постепенно собирают поддержку. Восстановление стен в книге Неемии в 3 гл. демонстрирует все качества спонтанного, мелкомасштабного, локализованного движения за изменение, которое стало прогрессировать, когда больше людей присоединилось к тому, что действительно приносило результаты, в. Развитие гибких, наподобие клеточных, не бюрократических структур, которые могут быть созданы, приспособлены, изменены и растворены как требуется. То, что в книге Неемии в 3 гл. кажется беспорядочной толчеей из семейств и фамилий с мало согласующейся структурой, на самом деле было продуманным. И это совершило работу.
г. Ожидание и готовность встретить оппозицию со стороны официально принятого порядка вещей. И, что интересно, когда движение в действии, оппозиция и атака со стороны общепринятого порядка только укрепляет его решительность (Неем. 2:20; 4:1).
д. Желание производить радикальные и фундаментальные, а не поверхностные перемены и способность видеть разницу между ними. Неемия столкнулся не только с угрозой насилия, но также и с угрозой быть отвлечённым предложением переговоров с его оппонентами (Неем. 6:1-9).
8. По необходимости повторяйте, вновь акцентируйте цели во время движения
Даже когда изменение уже непосредственно происходит, работа лидеров ещё не закончена.
а. Видение необходимо повторять, цели и идеалы необходимо выражать и подчёркивать так, чтобы это подходило к каждой стадии развития движения.
б. Необходимо постоянно воодушевлять, мотивировать, исправлять и иногда дисциплинировать людей (Неем. 4:14, 5:1-13).
в. Необходимо рассматривать трудности, решать проблемы и представлять движение внешнему миру (Неем. 4:6-20).
9. Наконец, параллельно и даже после восстановления происходил процесс переобучения и перестройки внутренней жизни города
Первые шесть глав Неемии посвящены восстановлению стен Иерусалима, следующие шесть глав посвящены ещё более трудному заданию изменения его характера. Последняя глава является своевременным предупреждением, что задание никогда не завершено, и всегда существует опасность возвращения на старые пути.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.