Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 

Победители никогда не сдаются

Автор Эдвин Луис Коул   
10:11:2009 г.
Оглавление
Победители никогда не сдаются
Бог останется верен верен вам
Бог будет говорить с вами
Бог вернет все утраченное
Схема, определенная Богом для процесса перемен
Десять шагов, необходимых в переходный период
Кризис середины жизни
Путь к победе
Движение от неудачи к успеху
Сила вашего исповедания веры
Говорите Божьи слова

Глава 3. БОГ БУДЕТ ГОВОРИТЬ С ВАМИ

Илия был человеком. Настоящим человеком. Слугой Господа. Стойкой, сильной личностью, вождем и одиночкой. В те времена звание вождя предполагало одиночество. Он был также пророком. Человеком твердых убеждений. Вместе с Моисеем он был и остается одним из величайших пророков Господа, единственным в своем роде в Царстве Божьем. Дух его был призван стать предтечей Христа и пребывал в послании Иоанна Крестителя. Порой он страдал от гонений, предательства и отступничества ближних, но никогда не оставлял мыслей о славе Господней и, несмотря на нежелание людей принять его послание, выказывал великое сострадание к ближним. Пострадав от религиозных гонений, отступничества ближних и ложного обвинения в наступлении засухи и голода, Илия хорошо знал, что такое превратности судьбы и стрессовое состояние, возникающее вследствие невзгод. Но он черпал силы в источнике, доступном лишь немногим: он был человеком, который мог молитвой своей направлять руку Господа. Он молился о засухе, и дождя не было три с половиной года; потом он молился о дожде, и дождь пошел (см. 3 Цар. 17-19; Иак. 5:17,18). Он направлял руку Господа молитвами, которые Сам Бог и внушил ему. Через жизнь Илии Господь явил Свою Славу. Илия был не только человеком молитвы; он являл пример благотворного влияния молитвы на человека. Илия восславил Господа своим послушанием, своим безоговорочным доверием Господу и своей готовностью отдать свою жизнь во имя Господа. В тяжкие времена испытаний Илия обнаружил твердость характера. Он сохранил полное самообладание перед лицом бедствий, но в одном случае пережил глубокий кризис, едва не стоивший ему жизни, и испытал пять искушений, обычно сопутствующих кризису. Вот они: Уныние. Отчаяние. Покорность обстоятельствам. Сознание своей несостоятельности. Чувство неполноценности. Библия говорит, что Илия был человеком, подверженным тем же страстям, что и мы (см. Иак. 5:17). Не чуждый ничему человеческому, перед лицом искушения он пережил ту же душевную борьбу, какую переживаем мы в подобных обстоятельствах, и, поддавшись отчаянию, оказался на грани поражения. Читая повесть об испытаниях, соблазнах и искушениях, выпавших на долю Илии, мы видим; что величайший кризис в его жизни был вызван не действием внешних враждебных сил и не тяжелыми обстоятельствами, но возник в его собственной душе в пору уединения в пустыне. Час величайшей битвы в жизни Илии наступил сразу же после величайшей его победы. Царь Давид подвергся искушению на следующий день после одной из величайших своих побед. Господь Иисус Христос претерпел искушения от сатаны сразу же после крещения Святым Духом на реке Иордан. Вот общий закон и принцип, имеющий отношение ко всем великим победам и проходящий через все Писание и всю историю человечества до нашего времени: День перед битвой не столь важен, как день после победы. Весь день накануне битвы посвящен усиленным приготовлениям: следует просмотреть планы сражения, провести учебные маневры с войсками, еще раз продумать тактику ведения боя, внести необходимые исправления, проверить оружие и все привести в полную боевую готовность. Потом происходит сражение, а затем наступает упадок умственных, эмоциональных и физических сил. Именно на следующий день после победы, когда мы утомлены, безоружны и расслаблены, мы становимся наиболее уязвимы. Бдительность наша притупляется, мы уже не начеку, как прежде, и можем оказаться слишком беспечными. Ной испытал это на собственном опыте. Более века он трудился, готовясь к всемирному потопу, и спасся со своей семьей в ковчеге, одержав верх над неверующим человечеством, оставшимся за бортом ковчега и погибшим в водах потопа. Ной безоговорочно доверял Господу и спасся верой своей. Однако, достигнув суши, он расслабился, насадил виноградник и выпил вина — и опьянел. В своей невоздержанности один из его сыновей, ради спасения которого Ной так долго и упорно трудился, навлек на себя проклятие. После величайшего своего триумфа Ной потерпел величайшее поражение (см. Быт. 9:18-29).

Илия верит дурным вестям

Путь Илии к победе и кризису, ожидающему его на этом пути, начался, когда Господь повелел ему молиться о засухе. Посылая на землю засуху, ведущую к голоду, Бог хотел напомнить Израилю о Своей силе. Внешние обстоятельства служат Господу одним из средств общения со Своими людьми, а материальная бедность является критическим обстоятельством в любой жизни. Ахав, царствовавший над Израилем в те времена, был человеком порочным, к тому же Ахава подстрекала ко злу его безнравственная жена Иезавель. Она поощряла и распространяла поклонение ложному богу, Ваалу. Ахав отрекся от Господа Бога, но, когда наступила засуха, он все же понял, что только Илия обладает тем знанием Господа, которое может положить конец этому бедствию. Слуги Ахава разыскали Илию и свели лицом к лицу царя и пророка. Ахав высокомерно осведомился у Илии: “Ты ли это, смущающий Израиля?” (3 Цар. 18:17). “Что значит, я ли это, смущающий Израиля? — недоуменно переспросил Илия. — Это от тебя происходят все беды. Это ты презрел повеление Господне не служить никаким богам, помимо Него, и распространил поклонение идолам. Проблема кроется в тебе, а не во мне! Я просто пытаюсь разрешить ее” (см. 3 Цар. 18:18). Видение Ахава было чисто человеческим. Он видел лишь засуху, то есть следствие своего греха, но не корень проблемы, то есть не сам грех. В глазах Ахава Илия был виновен в том, что молился о засухе. Обвиняя пророка Господнего, Ахав на самом деле обвинял Господа в невзгодах народа. Такого рода противостояние характерно для современных обществ, находящихся в состоянии кризиса. Люди, порождающие смуту и хаос своими безбожными философскими учениями и деяниями, выступают с обвинениями против слуг Господних, пытающихся обратить зло во благо. Неудивительно, что праведный страдает, когда правит нечестивый (см. Пр. 29:2), Священное Писание говорит: “Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом” (Пр. 17:15). Истина извращается в обществе сильнее всего, когда любящие зло обвиняют любящих правду и защищают повинных в заблуждении, грехе и пороке, осуждая приверженцев правды, праведности и Божественных принципов жизни. Ахав настаивал на своей непричастности к засухе, отказался признать истинность утверждений Илии и отверг всякую мысль о том, что в словах Илии может содержаться какая-то правда. Это разногласие побудило Илию бросить противникам вызов с целью решить, кто же есть истинный Бог — идол Ваал или Иегова, Господь Бог. Илия знал, что Иезавель и Ахав покровительствуют четыремстам пятидесяти пророкам Вааловым в Израиле, держа их на “государственной службе” и таким образом давая им возможность проповедовать ложную религию. Иезавель и Ахав, разгневанные на Илию и движимые гордыней и высокомерием, поручили целой группе ложных пророков сразиться с Илией на горе Кармил. Хотя в глубине сердца своего Ахав знал, что сила Господня пребывает в жизни Илии, он все же послал своих пророков на гору, надеясь, что они одержат верх над пророком Господа. Народ Израиля с волнением ждал исхода поединка, ибо речь шла о славе Господа Иеговы. Илия и пророки Вааловы воздвигли алтари, каждый своему Богу, и условились молиться: какой Бог ответит на призывы “посредством огня”, Тот и будет признан единственным истинным Богом. Пророки Вааловы, в безрассудстве своем полагавшие возможным срубить дерево и из одной части его сделать идола, а другую часть использовать в качестве топлива, создали бога по образу, рожденному их воображением (см. Ис. 44:16,17). Введенные в заблуждение и обманутые, они не желали признать глупости своего божества, хотя пророки Господни пытались объяснить им всю бессмысленность подобного поклонения. Создавая богов по образу, рожденному в их воображении, и отправляя ритуалы и “священные” обряды, равно порожденные воображением, ложные пророки на самом деле поклоняются самим себе. Они допускают то же извращение, которое послужило причиной изгнания Люцифера с небес и последующего превращения его в сатану, — то есть поклонение себе. Несмотря на все старания ложных пророков, призывающих своего бога Ваала, ничего не произошло. Илия стал смеяться над их жалкими и бесплодными усилиями, над громкими тирадами и песнопениями. Когда пришла очередь Илии доказать истинность своего Бога, настал час молитвы для народа Израиля — обычный час наибольшей полноты силы, пребывающей в пророке Господнем. Чтобы показать свою веру в Господа перед народом и пророками Вааловыми, Илия велел обильно поливать жертвенник, покуда окружающий его ров не заполнится водой. Таким образом, он не оставил себе никакой возможности подтасовать результаты поединка. Когда Илия начал молиться, с небес на землю сошел огонь столь жаркий и яркий, что поглотил не только жертву, но и воду во рве, сами камни алтаря и даже обуглил землю под ним. Илия по опыту знал, что Господь наш есть “огонь поядающий” (см. Втор. 4:24; Евр. 12:29). Когда огонь ниспал с небес, народ громко восславил присутствие Бога. Люди кричали хором: “Господь есть Бог!” (см. 3 Цар. 18:39). Воспользовавшись моментом, Илия повелел сторонникам Господа избавиться от ложных пророков Вааловых, и люди уничтожили идолов, алтари и самих пророков. Слава, явленная на горе, позволит одержать победу в долине. Илия сказал Ахаву, что собирается молиться о дожде, и посоветовал ему немедленно покинуть гору Кармил. После того как Илия помолился семь раз, над морем поднялось облачко величиной в ладонь человеческую и сразу начался шторм, который принес “большой дождь” (см. 3 Цар. 18:45). По возвращении во дворец Ахав рассказал, что все пророки Вааловы погибли по вине Илии. Таким образом он выставил Илию преступником в глазах Иезавели. Трусость Ахава перед женой объясняется порочностью и буйством ее нрава. Он страшился одной мысли о возможности навлечь на себя гнев Иезавели и, зная низменную мстительность ее натуры, представил дело в таком свете, что, охваченная яростью, она решила убить Илию. Таким способом царь хотел спастись от возможных последствий злодеяния, совершив его чужими руками. Порочность и трусость неразлучны. Иезавель грозилась убить Илию. Она послала к нему вестника с сообщением, что на следующий день к этому же времени он будет убит (см. 3 Цар. 19:1,2). Ее угроза дошла до Илии в час, когда он был слаб духом и телом, обессилев после напряженных усилий и борьбы против своих и Господних врагов. Усталый и лишенный сил, великий пророк, слуга Господа, только что одержавший великую победу перед лицом целого народа, пал жертвой внезапного страха и всепоглощающего отчаяния. Он на собственном опыте постигал ту истину, что сатана, не сумев добиться преимущества через искушение, пытается действовать через обвинение. Не сумев победить Илию ни искушением, ни обвинением, сатана попытался прибегнуть к запугиванию. Илия претерпевал все три от дьявольского духа Иезавели — “духа искушающего”. Тот же дух пребывал в жене Потифара, пытавшейся соблазнить и совратить Иосифа (см. Быт. 39:7-20). Чтобы не дать Иосифу возвыситься к величию, уготованному ему Господом, искуситель пытался погубить его, но потерпел поражение. Дух дьявольский есть дух сатаны, выступающий против Бога и всего Божественного. Этот дух пытается очернить всех праведных, обратить в трусов всех, проявляющих мужество, сломать или пригнуть к земле всех поборников Господа. Это есть дух, отступающий перед Духом Божьим.

Пять искушений

После увенчавшегося победой великого и славного сражения на горе Кармил Илия бежал в поисках спасения от угрозы одной женщины. Бежал в прямом и переносном смысле. Истощенный физически после шестидесятимильного перехода от горы Кармил, измученный духом в борьбе со злом, проникшим в его душу, как и в душу Иезавели, Илия наконец сел отдохнуть под можжевеловым кустом. Позади осталась слава откровения, явленная на горе Кармил. Не звучали вокруг крики и хвалы толпы, выступающей на его стороне. Осталась в прошлом радость победы над всеми злыми силами Израиля. Измученный и усталый, Илия поддался искушению. “Довольно уже, Господи: возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих” (3 Цар. 19:4), — возопил он к Господу. Восклицание это свидетельствует о том, что Илия оказался перед лицом пяти искушений: уныния, отчаяния, покорности обстоятельствам, сознания своей несостоятельности, чувства неполноценности. Он был измучен физически, истощен эмоционально, подавлен умственно, угнетен духовно — желание бороться покинуло его; он был готов отступить и сдаться. Но Бог остался верным. Как посланник Господа, как Его духовный слуга в мире Илия был наделен могучим даром пророчества, и, несмотря на его эмоциональный кризис, Бог не собирался отнимать у него этот дар. В глазах всего мира Илия был подобен Господу как пророк, действующий во имя Его. Отречься от Илии для Господа значило бы отречься от Себя Самого. Согласно Библии, “дары и призвание Божие непреложны” (Рим. 11:29). Живая Библия говорит об этом следующими словами: “Ибо дары и призвание Господа никогда не отнимаются; Он никогда не отказывается от Своих обещаний”. Бог не отступился от Илии даже тогда, когда Илия хотел отступиться от себя. Бог не оставил Илию в одиночестве. Несмотря на подавленное состояние, пошатнувшуюся решимость и поколебленный дух пророка, Господь не пожелал отказаться от него. Равным образом Бог никогда не отречется и не откажется от нас в нашей слабости. Бог не отречется от нас, поскольку Он не отречется от Себя. Задумайтесь над этим! Бог верен. Верен Своему Слову, Своей природе, нам. Бог сделал для Илии три вещи: Бог накормил его; Бог дал ему отдохнуть; Бог дал ему покой. Для восстановления сил Илии потребовались три вещи: отдых, пища и покой. В напряженное время кризиса, когда жизнь воспринимается слишком субъективно, будущее представляется слишком неопределенным, мысли текут слишком бессвязно, а знание и понимание дается слишком трудно, Бог укажет путь к спасению. Это спасение от нас самих в стремлении к Богу. Спокойная атмосфера формирует дух, склонный к созерцанию. Даже Иисус на время удалился, чтобы остаться в одиночестве (см. Мат.14:23). Если задуматься над служением Иисуса — над тем, какое помазание Он нес, какие требования люди предъявляли Ему, каким гонениям Он подвергался, какой праведности ждали от Него, — то можно представить, сколь напряженной жизнью приходилось Ему жить. Он находил время остаться наедине с Отцом. Если в этом нуждались Иисус и Илия, то насколько больше нуждаемся в этом мы! Илии нужно было услышать голос Бога. А для этого он должен был прийти в надлежащее состояние духа, дабы услышать этот негромкий голос, подобный “веянию тихого ветра” (см. 3 Цар. 19:12). Господь заговорил, лишь когда Илия приготовился услышать.

Приготовьтесь услышать голос Бога

Охваченный жалостью к себе, поглощенный своим несчастным положением, сосредоточенный на внешних обстоятельствах, Илия утратил способность ясного понимания. Его понимание основывалось на заблуждении. Видя лишь внешние обстоятельства, он тонул в море жалости к себе, — мало чем отличаясь от апостола Петра, который начал тонуть в море, когда отвел взор от Иисуса. Бог знал, что, хотя Илия чувствовал себя одиноким и брошенным, семь тысяч человек не преклонили колени перед Ваалом. Однако, отдохнув и восстановив силы, Илия незамедлительно отправился в путь к другой горе, где должен был услышать голос Господа. Бог говорил с Илией тихим голосом. В атмосфере покоя Илия вновь обрел самообладание, услышал Господа и исполнился готовности получить новое откровение, которое изменит и приумножит его служение. То же Господь сделает для нас и сегодня. Главное в искусстве общения — умение слушать. Только когда Илия перестал жалеть себя и успокоился умом и духом, Бог заговорил с ним. Господу было бесполезно пытаться говорить с Илией, покуда тот говорил сам, ибо он не смог бы услышать обращенные к нему слова. Когда Илия приготовился слушать, Господь заговорил. Слово Его вернуло Илии жизненную силу и здоровье, а равно способность восстать и продолжить служение. Красота отношений между Богом и Илией заключалась не просто в готовности Илии уподобиться Богу, но и в готовности Бога отождествить Себя с Илией — и на горе, и под можжевеловым кустом. Господь просто не мог отступиться от Своего пророка. Под водительством Господа Илия сошел с горы и нашел Елисея, которого учил и наставлял на пути веры и которому в конце концов передал свою милоть служения. Духовные течения в Израиле переменились, вследствие чего Ахав с Иезавелью приняли позорную смерть. А Илия, который некогда желал умереть под можжевеловым кустом, закончил свою жизнь, не узнав смерти на этой земле. Вместо этого, когда Илия осуществил назначенное ему Господом, он поменял свой можжевеловый куст на огненную колесницу, которая стремительно вознесла его на небеса (см. 4 Цар. 2:9-11). Решающим моментом в жизни Илии оказался тот миг, когда он — бесконечно одинокий, перед лицом самых сильных искушений — сумел услышать голос Господа. И, услышав, сразу покорился Ему. Путь к спасению начинается, когда голос Господа достигает нашего слуха, и продолжается, когда мы покоряемся Ему. Переживаем мы или нет тот решающий момент в жизни, когда голос Господа вдруг достигает нашего слуха, зависит от степени нашей покорности Его Слову. Сила Господня проявляется в нашей жизни в зависимости от меры нашей покорности и ни от чего более. Покорность основывается не на чувстве, но на вере. Вера всегда является главным элементом покорности. Когда Илия покорился Слову Господа, чувства его переменились. Запомните следующий принцип: чувства следуют за действием. Праведность означает “правильное поведение” перед лицом Господа. Сама по себе праведность лишена эмоциональной окраски. Это просто состояние. Однако когда человеку передается праведность Христа, он обретает покой и радость, имеющие сильную эмоциональную окраску. Подобно праведности, покорность и вера не являются эмоциями, но обладают способностью изменять чувства человека. Другими словами, для того, чтобы изменить свои чувства, измените свой образ действий. Покорность есть акт веры. Вера есть доверие в действии. Доверие не является верой, покуда не становится действенной силой. Вера подобна ветру: сама она незрима, зримы лишь ее последствия. Способность к послушанию дана нам Богом для защиты нашей жизни. Жизнь в согласии с Его волей, Его Словом и Его природой есть жизнь, исполненная послушной веры. Когда Илия послушно выполнил веления Господни, он обезопасил свое будущее. Великая Слава Господня покроет все, чреватое злом, и заставит работать на наше конечное благо. Господь пребудет с нами в трудные времена и поможет нам в конечном счете извлечь благо из них, если мы предадимся и подчинимся Ему. Совершенное благо Господне в нашей жизни — это Христоподобность.

Необходимость пережить это

Как-то в журнальной статье я упомянул об Илии и его можжевеловом кусте. Один читатель написал мне, что внезапно он осознал, что восемь месяцев после смерти своей жены сидел под своим можжевеловым кустом. Другой читатель написал, что три месяца после увольнения с работы он боролся со своими пятью искушениями. Отречение — самая неверная позиция, какую человек может занять в жизни. Не только угроза Иезавели повергла Илию в бегство, но также готовность отречься, которую он чувствовал. Отречение есть причина уныния. Испытывая пять искушений под можжевеловым кустом, Илия осознал в конце концов, что не Господь отрекся от него, но только враги Господа. Бог никогда не переставал трудиться на благо Илии. Бог никогда не прекращает трудиться на ваше благо! Бог вывел израильтян из Египта, чтобы привести в Ханаан. Только Бог может вывести вас из трудной ситуации, чтобы принять под Свое покровительство. От меньшего к большему. Кризис — лишь средство перемены обстоятельств. В Оклахома-Сити я встретил человека, который рассказал мне о своем личном опыте. Джерри был миссионером, имел жену и двоих детей и переживал тяжелейший кризис в своей жизни. Жена сказала ему, что разлюбила его. Они не могли общаться друг с другом пристойно или вежливо. Наконец Джерри внутренне признал, что они живут вместе только ради детей и его служения, но в целом брак их утратил смысл. Пять искушений овладели Джерри. Перед ним стоял выбор: либо жить во лжи в браке без любви, либо потерять и семью, и служение. Зная, какие пагубные и драматические перемены в его жизни неизбежно вызовет любое из двух решений, он усердно призывал Господа. Однажды поздним вечером, читая Библию, Джерри услышал “тихий голос” Господа в повелении Священного Писания: “любите своих жен” (см. Еф. 5:25). Джерри возразил голосу, сказав, что старался быть любящим мужем. Но добился этим только того, что в глубине сердца своего снова услышал тот же “тихий голос”, произнесший: “Ты любил ее не так, как Я повелевал любить”. В течение нескольких последующих дней Джерри размышлял над этими словами. Поняв наконец, что с ним говорил Дух Божий, он глубоко задумался над смыслом сказанного. “Любите, как и Христос возлюбил Церковь” (см. Еф. 5:25) — зазвучали в его сердце следующие слова из Библии. Джерри решил попытаться выполнить это повеление, что бы оно ни значило. Первая возможность сделать это представилась ему двумя неделями позже. Каждую ночь их грудной ребенок просыпался и начинал плакать, требуя ночного кормления. Обычно Джерри притворялся спящим, пока его жена вставала с постели и занималась малышом. Однако в эту ночь, когда разбуженный Джерри перевернулся на другой бок, пытаясь снова заснуть, неожиданная мысль осенила его. Не медля ни секунды, он поднялся с постели и сказал жене, что она может спать, а он позаботится о ребенке. Когда Джерри кормил малыша, новое чувство охватило его, и он посмотрел новыми глазами и на мать, и на ребенка. Джерри начал понимать, что любовь есть желание помогать другим даже за счет собственного благополучия, ибо любовь стремится отдавать. Средоточие любви находится в воле, а не в эмоциях. По мере того как Джерри продолжал искать другие способы помочь жене, совершая поступки, свойственные любящему человеку, он начал понимать, что любовь возвращается к нему. Жена Джерри сразу же заметила в поведении мужа перемену, на первых порах повергшую ее в недоумение. В дальнейшем, встречая все такое же и даже более теплое отношение к себе с его стороны, она начала отвечать ему знаками любви. Спустя несколько месяцев в отношениях Джерри с женой произошла чудесная перемена. Джерри покорился повелению Господа. Господь никогда не прекращал трудиться ради их блага. Семья Джерри обрела счастье, а Джерри получил благословение. Джерри или Илия — принцип один.

Запомните:

  • День накануне битвы не столь важен, как день после победы.
  • Если сатана не в силах одолеть человека искушением, он попытается прибегнуть к обвинению или запугиванию.
  • Пять искушений, одолевающих человека во время кризиса, — это уныние, отчаяние, покорность обстоятельствам, сознание своей несостоятельности, чувство неполноценности.
  • Главное в искусстве общения — умение слушать.
  • Бог приводит нас к покорности, прежде чем начинает говорить с нами.
  • Сила Господня проявляется в нашей жизни в зависимости от меры нашей покорности.
  • Чувства следуют за действием.
  • Для того чтобы изменить свои чувства, измените свой образ действий.
  • Кризис — лишь средство перемены обстоятельств.
  • Любовь есть желание помогать другим даже за счет собственного благополучия, ибо любовь стремится отдавать.
  • Бог никогда не прекращает трудиться ради вашего блага.



 
Другие материалы этого автора
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.