Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Необузданное сердце

Необузданное сердце

E-mail
Автор Джон Элдридж   
17:10:2008 г.
Оглавление
Необузданное сердце
Необузданное сердце
Необузданный, по образу которого мы созданы
Вопрос, который волнует всех мужчин
Рана
Битва за мужское сердце
Голос отца
Исцеление раны
Выиграть сражение: враг
Выиграть сражение: стратегия
Спасти красавицу
Пережить приключение
Пишем следующую главу

2. НЕОБУЗДАННЫЙ, ПО ОБРАЗУ КОТОРОГО МЫ СОЗДАНЫ

Как можно было распять человека за то, что он призывал людей быть добрыми друг к другу? Какое правительство решило бы казнить мистера Роджерса* или капитана Кенгуру?**

Ф.Янси

Безопасен? Кто говорит о безопасности?
Конечно же, он опасен. Но он добрый.

К.С.Льюис

[Он] – отпрыск
Победной ветви; будем же страшиться
Его природной мощи и судьбы.***

У.Шекспир

Помните того маленького мальчика в начищенных до блеска ботинках и с парой шестизарядных револьверов? Самое интересное в этой истории то, что моя игра не была сплошной фантазией. У меня было место, где я мог воплощать в жизнь свои мечты. Мой дедушка, отец моего отца, был ковбоем. У него было собственное ранчо в восточном Орегоне, между пустынной местностью и рекой Снейк. И хотя я вырос на окраине города, но именно на этом ранчо, где я проводил свои летние каникулы, я получил представление о жизни и прошел путь превращения из мальчика в мужчину. Каждый мальчишка мог бы позавидовать моему счастью. Моя жизнь на ранчо проходила среди тракторов, грузовиков, лошадей и волов, пасущихся в полях, рыбы, которую мы ловили в пруду. На три чудесных летних месяца я становился Гекльберри Финном. Мне очень нравилось, когда мой дедушка – "папка", как я его называл, – смотрел на меня в упор, засунув большие пальцы рук за ремень, улыбался и говорил: "Быстро в седло".

* Речь идет о Фреде Роджерсе – создателе и ведущем американской телевизионной передачи "Mister Rogers". – Примеч. пер.
** Персонаж-ведущий одноименной американской программы для детей, добрый, симпатичный старик. – Примеч. пер.
*** "Генрих V". Здесь и далее перевод с англ. Е.Бируковой.

Однажды "папка" взял меня с собой в город, и мы пошли в мой любимый магазин. В нем продавался корм для домашних животных, рыболовные снасти, скобяные изделия, всякие полезные вещи, которые могут пригодиться на ранчо. Эдакий классический магазин Старого Запада, где можно найти инструменты и разное оборудование, седла, уздечки и попоны, удочки, карманные ножи и винтовки. Там пахло сеном и льняным маслом, кожей, порохом и керосином – вещами, от которых мальчишечье сердце просто замирает. Тем летом у дедушки была одна проблема: все ранчо заполонило огромное количество голубей. Он ненавидел этих грязных птиц, опасаясь, что они могут заразить стадо какими-нибудь болезнями. "Летучие крысы" – вот как он называл их. Дедушка прошел прямо к прилавку с оружием, выбрал себе ружье и литровую коробку из-под молока, полную патронов, и протянул их мне. Взгляд старика, хозяина магазина, выразил удивление, когда он посмотрел на меня сверху вниз поверх очков. "По-моему, он еще слишком мал для этого", – сказал старик. Дедушка положил мне руку на плечо и улыбнулся. "Это мой внук, Хэл. Это ружье и патроны сегодня повезет он".

Откуда мы родом?

Возможно, я и зашел в магазин маленьким мальчиком со странностями, но вышел из него, ощущая себя шерифом Уайеттом Эрпом,* Одиноким Рейнджером,** Китом Карсоном.*** Я обрел индивидуальность и место в истории. Мне предложили стать "опасным". Мальчик должен стать мужчиной, а мужчина должен осознать свою мужественность, и такое предложение – обязательное для этого условие. Мужчине просто необходимо знать, откуда он родом, какова его природа. Один из поворотных моментов в жизни моего друга Крейга, возможно самый главный момент, наступил в тот день, когда он снова взял фамилию своего отца. Отец Крейга, Эл Макконнел, погиб на корейской войне, когда Крейгу было всего четыре месяца. Его мать во второй раз вышла замуж, и Крейга усыновил его отчим, вечно всем недовольный капитан военно-морского флота, который в минуты гнева называл пасынка "бакланом". Этим словом он определял индивидуальность Крейга и его место в истории. Отчим говорил: "Крейг, ты просто баклан. Все, что ты можешь, это сидеть, пронзительно кричать и..." (вы сами можете закончить фразу).

* Национальный герой Америки, легендарный шериф. – Примеч. пер.
** Герой американского вестерна. – Примеч. пер.
*** Легендарный герой Америки, охотник, разведчик, участник войн с индейцами. – Примеч. пер.

Когда Крейг повзрослел, он узнал правду о своем прошлом – узнал, что его настоящий отец был воином и погиб в сражении, что он планировал стать миссионером и нести свет Евангелия туда, куда до него не приходил ни один христианин. Крейг выяснил, что его прадеда звали Уильям Макконнел, он был одним из первых миссионеров в Центральной Америке, выдающимся человеком, который не раз рисковал своей жизнью, чтобы рассказать о Христе людям, живущим без Бога. Крейг сменил фамилию и стал Макконнелом, обретя вместе с новой фамилией гораздо более благородное прошлое и гораздо более "опасное" место в истории. Если бы так повезло всем нам. Многие мужчины стыдятся своих отцов. "Ты точная копия своего отца", – такие обидные слова бросают многие озлобленные матери своим сыновьям. Большинство знакомых мне мужчин стараются как можно меньше походить на своих отцов. На кого же им остается равняться? От кого они смогут унаследовать представление о мужской силе?

Может быть, нам следует направить свои поиски к истокам, к тем мощным корням, от которых растут все эти ветви. Кем является тот Единственный, от кого, как утверждают, мы произошли, чей образ несет в себе каждый мужчина? Каков Он? Если сказать мужчине, который пытается найти истоки своей силы, что он сотворен по образу Божьему, вряд ли это сильно воодушевит его. Для большинства мужчин Бог или слишком далек, или слаб – такими они воспринимают своих земных отцов. Давайте начистоту: каким мужчиной был, по-вашему, Иисус Христос? "Наверное, Он был кротким и смиренным, – заметил мой Друг. – Я хочу сказать, что представляю себе Его этаким добрым малым, окруженным детьми. Чем-то похожим на мать Терезу". Именно так на картинах, висящих во многих церквах, изображен Иисус. На самом деле только такие изображения Иисуса я и видел. Как я уже говорил, после них у меня оставалось впечатление, что Иисус Христос – это самый милый парень на земле. Мистер Роджерс с бородой. Если бы мне сказали, что мне надо стать похожим на Него, я бы подумал, что мне предлагают стать слабым и пассивным. Приятным для всех, отличным парнем. Похожим чем-то на мать Терезу.

Мне же больше хотелось бы походить на Уильяма Уоллеса.

Действительно храброе сердце

Уоллес, как вы помните, главный герой фильма "Храброе сердце". Это воин и поэт, который в начале XIV в. выступил освободителем Шотландии. В момент появления на сцене Уоллеса Шотландия представляла собой порабощенную страну, столетиями находившуюся под железной пятой английских монархов. И английский король Эдуард I по прозвищу Длинноногий, который правил в то время, был самым худшим из всех. Безжалостный угнетатель, Эдуард I опустошал Шотландию, его армия убивала ее сыновей и насиловала дочерей. Шотландское дворянство, мнимые защитники своего народа, взвалили на плечи простых людей тяжелое бремя, а сами тем временем набивали свои кошельки за счет удачных сделок с Эдуардом Длинноногим. Уоллес был первым, кто бросил вызов английским угнетателям. Король Эдуард пришел в ярость и послал свою армию к полю под Стерлингом, чтобы подавить восстание. Шотландские горцы спустились к этому месту группами от ста до тысячи человек. Пришло время показать, на что способны обе стороны. Но дворяне, малодушные трусы, не хотели сражаться. Они хотели заключить соглашение с Англией, в результате которого им досталось бы еще больше земель и власти. Это были типичные фарисеи, бюрократы... управляющие по делам религии.

Не имея своего лидера, шотландцы начали терять боевой дух. Сначала по одному, затем целыми группами они стали спасаться бегством. В этот момент подъехал Уоллес с отрядом своих соратников, их лица были вымазаны синей краской, они были готовы к битве. Не обращая внимания на дворян, которые уехали на переговоры с английскими военачальниками в надежде договориться о новой сделке, Уоллес выступает с речью к напуганным шотландцам: "Сыны Шотландии... вы приехали сюда сражаться, как свободные люди, а вы и есть свободные люди". Этими словами он выразил их суть и указал причину, по которой им надо сражаться. Он напомнил им, что нельзя жить в постоянном страхе, что каждый из них рано или поздно умрет. "И умирая в своей постели, спустя многие годы, вы будете готовы отдать все дни, которые пройдут с этого мгновенья, чтобы вернуться на это поле и доказать своим врагам, что они могут отнять ваши жизни, но не вашу свободу!" – так он убедил шотландцев, что они могут достойно сразиться с англичанами. Когда он закончил свою зажигательную речь, люди воспрянули духом. Они были готовы к битве. Затем один из друзей Уоллеса спросил: "Прекрасная речь, но что же нам теперь делать?" "Быть собой", – был ответ. "Куда ты направляешься?" – последовал вопрос. "Я собираюсь драться". В конце концов, кто-то должен был противостать английским тиранам. Пока дворяне всеми силами пытались добиться выгодного соглашения, Уоллес выехал вперед и прервал переговоры. Он вступил в бой с английскими лордами, который перерос в битву при Стерлинге – битву, с которой началось освобождение Шотландии.

Итак, на кого больше похож Иисус Христос: на мать Терезу или на Уильяма Уоллеса? Я бы ответил... когда как. Если вы прокаженный, отверженный, если вы изгой общества, к которому никто никогда не прикасался, ибо вы "нечистый", если все, о чем вы когда-либо мечтали, это обращенное к вам доброе слово, тогда Иисус – воплощение бесконечного милосердия. Он протянет вам руку и поддержит вас. С другой стороны, если вы фарисей, один из самоуверенных "защитников морали"... берегитесь. Не раз Иисус "вступал в бой" с подобными лицемерами. Вспомните, например, историю об исцелении скорченной женщины из 13-й главы Евангелия от Луки. Вот что стоит за этой историей: фарисеев вполне можно сравнить с шотландским дворянством – как и последние, они взвалили на плечи народа Божьего тяжелое бремя, сами же и пальцем не пошевелили, чтобы облегчить его. Более того, в своем слепом следовании Закону они настаивали, что исцелить кого-то в субботу – значит совершить грех, так как врачевание равносильно "работе". Они настолько исказили смысл Божьих заповедей, что стали думать, будто человек существует для субботы, а не суббота для человека (см.: Мк. 2:27). У Иисуса уже было несколько стычек с фарисеями, и причиной некоторых из них был именно этот вопрос, приводивший этих лицемеров в бешенство (см.: Лк. 6:11).

Пытался ли Иисус ходить вокруг да около предмета спора, чтобы "не раскачивать лодку" (как предпочитают делать сегодня многие руководители)? Уходил ли Он от ответа, чтобы "сохранить единство церкви"? Ничего подобного. Он говорил прямо, без обиняков, Он уязвил фарисеев, Он вступил с ними в бой. Давайте еще раз прочитаем эту историю:

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. – Лк. 13:10-14

Можем ли мы верить этому человеку? Этому скользкому типу. Он все переворачивает с ног на голову. Иисус Христос гневно отвечает:

...Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. – Лк. 13:15-17

Выиграть битву

Иисус Христос заставляет врага высказаться, показать свое истинное лицо и пристыжает его в присутствии многих людей. Ведет ли себя Бог как джентльмен??? Только если вы не на службе у Его врага. Бог должен выиграть битву, от ее исхода зависит наша свобода. Как сказал Тремпер Лонгман, "в сущности, каждая книга Библии – и Ветхого, и Нового Завета – можно даже сказать, каждая страница, рассказывает нам о том, как сражался Господь". Интересно, назвали бы египтяне, которые удерживали еврейский народ в рабстве, Яхве славным парнем? Казни, моровая язва, смерть каждого первенца – не очень-то это по-джентльменски, не так ли? Что сказала бы Мисс Хорошие Манеры о возвращении земли обетованной? Разве массовое уничтожение людей имеет что-то общее с традицией "приглашать в гости своих новых соседей"?

Помните одного неистового человека – Самсона? Он совершил немало настоящих мужских поступков: убил голыми руками льва, избил до смерти и раздел тридцать филистимлян, когда они настроили его жену против него, и в конце концов, когда они сожгли ее, убил тысячу человек ослиной челюстью. С таким парнем шутки плохи. Но обратили ли вы внимание на одно обстоятельство? Все эти события происходили тогда, когда "сходил на него Дух Господень" (Суд. 15:14; курсив мой. – Дж.Э.). А теперь я хочу внести ясность: я вовсе не пропагандирую образ крутого "мачо". Я не предлагаю всем отправиться в спортзал, а затем пойти на пляж и швырять песок в лицо слабакам-фарисеям. Я пытаюсь освободиться от чрезвычайно ошибочного представления, которое сложилось У нас о Боге – особенно об Иисусе, – а значит, и о мужчине, который сотворен по Его образу. Дороти Сэйерс написала, что церковь "очень успешно подрезала когти Льву от колена Иудина", превратив Его в "угодное ей домашнее животное для бледных приходских священников и набожных старушек". Разве с таким Богом вы встречаетесь в Библии? Вот что Он ответил Иову, который усомнился в Его силе:

Ты ли дал коню силу
и облек шею его гривою?
Можешь ли ты испугать его, как саранчу?
Храпение ноздрей его – ужас;
Роет ногою землю и восхищается силою;
Идет навстречу оружию;
Он смеется над опасностью, и не робеет,
И не отворачивается от меча;
Колчан звучит над ним,
Сверкает копье и дротик;
В порыве и ярости он глотает землю
И не может стоять при звуке трубы;
При трубном звуке он издает голос: "гу! гу!"
И издалека чует битву,
Громкие голоса вождей и крик. – Иов 39:19-25

Боевой жеребец унаследовал отважное сердце своего Создателя. Так же, как и мы; каждый мужчина является "отпрыском победной ветви". Или по крайней мере являлся таковым. Чтобы определить, что за мужчина перед вами, надо лишь обратить внимание на то, какое впечатление он производит на вас. Скучно ли вам с ним? Пугает ли он вас своими богословскими идеями? Хочется ли вам закричать оттого, что он такой "славный" малый? В Гефсиманском саду, темной ночью, толпа убийц "с фонарями и светильниками и оружием" пришла за Христом. Обратите внимание на их малодушие – почему они не пришли за Ним при свете дня, когда Он был в городе? Бросился ли Иисус в страхе прочь? Нет, Он с достоинством вышел встретить их.

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: "это Я", – они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если меня ищете, оставьте их, пусть идут... – Ин. 18:4-8; курсив мой. – Дж. Э.

Вот вам и проявление силы. Отважный выход Иисуса поразил толпу убийц, которая пришла за ним. Несколько лет назад один хороший человек дал мне прочитать стихотворение о Христе под названием "Баллада о прекрасном Друге" ("Ballad of the Goodly Fere"), написанное Эзрой Паундом. Это стихотворение стало моим любимым. Оно написано от лица одного из мужчин, которые следовали за Христом, возможно, от лица Симона Зилота; стихотворение наполнится для вас особым смыслом, когда вы узнаете, что автор называет Иисуса Fere, что на древнеанглийском языке значит "товарищ" или "друг":

Разве не потеряли мы прекраснейшего Друга
Из-за священников и преступников?
Конечно, Он любил отважных мужчин,
Корабли и открытое море.

Когда они пришли целой толпой, чтобы забрать нашего Друга,
Было приятно видеть улыбку на Его лице.
"Сначала дайте уйти Моим спутникам", – сказал прекрасный Друг.
"Или быть вам проклятыми", – сказал Он.

Да, Он отправил нас подальше от этой толпы,
И презрение прозвучало в Его смехе:
"Почему вы не схватили Меня, когда Я
Ходил один по городу?" – спросил Он.

Мы пили хорошее красное вино за Его здоровье,
Когда мы последний раз собрались вместе.
Наш прекрасный Друг не был трусливым священником,
Он был самым лучшим Человеком на свете.

Я видел, как Он, размахивая связкой веревок,
Выгнал из храма сотню мужчин
За то, что они превратили святой дом молитвы
В место своего обогащения и торговли...

Я видел, как Он усмирил сотню мужчин
На галилейских холмах.
Они притихли, когда Он спокойно прошел мимо них,
Взгляд Его напоминал мрачное море.

Море, которое не выносит мореплавателей,
На просторах которого гуляют лишь вольные ветры,
Как волны озера Геннисаретского, которые Он усмирил
Несколькими словами, сказанными внезапно.

Прекрасный Друг был нашим Учителем,
Товарищем ветру и морю,
Если они думают, что убили нашего прекрасного Друга,
То они безнадежные глупцы.

Иисус не был ни "трусливым священником", ни бледным служкой с волосами, зачесанными на прямой пробор, говорящим тихо и мягко, избегающим конфликтов, позволившим себя убить, потому что у него не было другого выхода. Он умел плотничать, находил общий язык с рабочим людом. Он – Господь Сил, главнокомандующий армии ангелов, и когда Он вернется, мы увидим Его во главе устрашающего воинства, восседающим на белом коне, с мечом острым, облеченным в одежду, обагренную кровью (см.: Откр. 19). Этот образ больше напоминает нам Уильяма Уоллеса, чем мать Терезу.

Нет сомнений – в Божьем сердце есть что-то неистовое.

А как же приключения?

Если вы хоть немного сомневаетесь в том, что Господь любит дикую природу, проведите ночь в лесу... в полном одиночестве. Отправьтесь на прогулку в грозу, поплавайте вместе со стаей китов, разозлите лося. Кто, в конце концов, создал всех этих животных? Большой Барьерный риф, рядом с которым плавает много белых акул, индийские джунгли, в которых полно тигров, пустыни юго-запада, где водятся гремучие змеи, – можно ли назвать эти места "приятными для отдыха"? Большинство мест на земле небезопасны, но они красивы. Я понял это несколько поздно, когда отправился в верховья реки Кенай на Аляске. Мы с моим приятелем Крейгом хотели поймать лосося и радужную форель, которые водятся в холодных водах этой реки. Нас предупреждали, что в этих краях есть медведи, но мы не поняли всей серьезности этих предупреждений, пока не оказались в глухом лесу. Повсюду были видны следы гризли – рядом с тропой были разбросаны дохлые рыбы с откушенными головами, повсюду кучи помета, следы огромных лап на стволах деревьев на уровне головы. "Нам конец, – подумал я. – Что мы здесь делаем?"

И тут мне пришла на ум такая мысль: когда Бог сотворил наш мир, Он увидел, что "это хорошо", во имя всего святого. Тем самым Он дал нам знать, что Ему очень нравятся приключения, опасность, риск, элемент внезапности. Все творения Божьи непростительно дикие. Богу нравится такая природа. Что же можно сказать о Его собственной жизни? Мы знаем, что Ему предстоит выиграть битву, но любит ли Он приключения? Я хочу сказать, что Бог заранее знает все, что произойдет, так ведь? Тогда откуда взяться хоть капле риска в Его жизни; разве не находится все под Его неослабным контролем?

Пытаясь защитить суверенность Божью, богословы несколько перестарались, представив нам Бога неким шахматистом, Который играет и за белых, и за черных, делая ходы и за Себя, и за нас. Хотя ясно, что это не так. Бог – это Личность, Которая постоянно идет на риск. Без сомнения, самым рискованным шагом было дать ангелам и людям свободную волю, вплоть до свободы отвергнуть Бога – не единожды, а каждый день. Разве Господь ввел человека в грех? "Никак", – говорит апостол Павел (см.: Гал. 2:17). Значит, Бог не может играть всеми фигурами на шахматной доске, ведь люди постоянно грешат. Падшие ангелы и люди используют свою власть, чтобы ежедневно совершать злодеяния, вселяющие ужас. Разве Бог останавливает каждую пулю, выпущенную в невинную жертву? Разве Он препятствует тому, чтобы сексуальная связь подростков приводила к беременности? В нашей жизни гораздо больше риска, чем зачастую мы согласны допустить.

Большинство из нас делают все, что в их силах, чтобы свести риск к минимуму. Мы пристегиваем ремни безопасности, следим за уровнем холестерина в крови и пытаемся контролировать рождаемость. Я знаю несколько пар, которые приняли решение не иметь детей; они просто не хотят, чтобы в их жизни были страдания, которые нередко приносят нам дети. А что если они родятся больными? Что если они отвернутся от нас и от Бога? Что если?.. Что касается Бога, то кажется, Он отказался от всякой предосторожности. Несмотря на то что Он знал, что произойдет, какие сердечные муки, какие потрясения и страдания принесет Ему наше непослушание, Он решил иметь детей. И в отличие от некоторых родителей, которые контролируют каждый шаг своих детей, лишая их возможности самостоятельно принимать решения. Бог оставил нам удивительную свободу выбора. Он не заставлял Адама и Еву слушаться Себя. Он пошел на риск, поразительный риск с ошеломляющими последствиями. Он позволил другим войти в Его историю и сделал так, чтобы их выбор мог коренным образом менять ее.

Вот какой мир Он создал. Этот мир по-прежнему существует. И Бог не оставил этот мир, несмотря на бардак, в который мы его превратили. Его жизнь, которая проходит в живом общении с нами и нашим миром, можно назвать почти радостной и безусловно героической. "И явился Господь..." – эта фраза, в той или иной форме, пожалуй, наиболее часто встречается в Библии, когда речь идет о Боге. Вспомните те истории, которые Он нам рассказал. Например, тот момент, когда народ израильский подошел к Чермному морю, преследуемый разъяренным фараоном и его армией. Именно в этот момент появляется Господь. Или историю Седраха, Мисаха и Авденаго, которые были спасены лишь после того, как их бросили в раскаленную печь. Лишь после этого явился Господь. Он позволил толпе убить Иисуса, похоронить Его... и только после этого Он явил Себя. Знаете, почему Богу нравятся такие невероятные истории? Потому что Ему нравится справляться с такими ситуациями. Ему нравится показывать, что в Его силах справиться с ними.

Богу не свойственно ограждать Себя от риска и искать "местечко" поспокойнее. Совсем наоборот. На самом деле чаще всего Он позволяет ситуации разворачиваться непредсказуемо. Против Голиафа, закаленного бойца и опытного убийцы, Он посылает... маленького веснушчатого пастушка с пращой. Большинство командиров, отправляющихся в бой, хотят, чтобы их армия была по возможности многочисленной. Господь же уменьшил армию Гедеона, сократив число воинов с тридцати двух тысяч до трехсот. Затем Он вооружил это небольшое войско светильниками и пустыми кувшинами. И это не одна или две битвы, в которых Господь идет на риск. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как Он дал людям Евангелие? Богу надо было оставить человечеству послание, без которого оно было бы обречено на погибель. Какой же способ Он придумал? Для начала Он выбрал самых непривлекательных людей: пару блудниц, несколько необразованных рыбаков, сборщика податей. Так Благая весть дошла до нас. Невероятно.

Отношения Бога с нами и нашим миром – это отношения в полном смысле этого слова. И как в любых отношениях, в них существует определенная степень непредсказуемости и большая вероятность того, что кому-то эти отношения причинят боль. Самое рискованное предприятие, на которое отваживается человек, – это любовь, ведь недаром К.С.Льюис сказал: "Полюбите что-нибудь, и ваше сердце познает сильную боль и, возможно, будет разбито. Если же вы хотите сохранить его целым и невредимым, не отдавайте его никому, даже животному". Но Бог отдает Свое сердце, снова и снова, до тех пор, пока оно буквально не истекает кровью. Его готовность идти на риск просто поразительна – она намного выше, чем у любого из нас, окажись мы на Его месте.

Церковь долгие годы находилась в тупике, пытаясь примирить суверенность Божью и свободу человеческой воли. Мы должны смиренно признать, что в этом вопросе много темных мест. Как бы то ни было, в сердце Божьем определенно есть что-то дикое.

Спасти красавицу

Необузданность и дикость Божьего сердца неотделимы от Его романтизма. Богословы совершенно упускают из виду этот момент, что больше говорит о самих богословах, чем о Боге. Музыка, вино, поэзия, солнечные закаты... все это создал Он, а не мы. Мы же лишь открываем то, о чем Он уже подумал. Влюбленные и молодожены выбирают Гавайи, Багамы и Тоскану, чтобы провести там незабываемые минуты. А кто сотворил Гавайи, Багамы и Тоскану? Давайте поговорим о чем-нибудь более знакомом. Кто создал нас так, что поцелуй приносит нам такое удовольствие? Влюбленные знают, есть и более приятные вещи. Вспомните, как царь Соломон в первую брачную ночь любуется глазами своей возлюбленной. Он восхищается ее волосами, ее улыбкой, ее устами, с которых каплет "сотовый мед", "мед и молоко под языком ее". Вы замечаете, что его взгляд скользит все ниже и ниже:

...Шея твоя как столп Давидов, сооруженный для оружий...
Два сосца твои как двойни молодой серны...
Доколе день дышит прохладою и убегают тени,
Пойду я на гору мирровую и на холм фимиама. – Песн. 4:4-6

Его жена отвечает ему: "Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его" (Песн. 4:16). Что можно сказать о Боге, Который включил Книгу Песни Песней Соломона в библейский канон? Как вам кажется, те христиане, которых вы знаете, включили бы такую эротическую и "скандальную" книгу в Священное Писание? Обратите внимание на волнующую поэзию этих строк: "двойни молодой серны". Это не порнография, но и "богословской метафорой" это никак не назовешь. Это было бы просто смешно. Один раз на страницах этой книги Бог говорит от Своего лица. Соломон ведет свою возлюбленную в спальню, где они занимаются тем, чем занимаются все влюбленные. Бог благословляет их союз, говоря: "Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!" (Песн. 5:1). А затем Он опускает занавес.

У Бога сердце романтика, и у Него есть Невеста, которую надо спасти. Он – ревнивый Влюбленный, и ревнует Он о сердцах Своих людей и об их свободе. Как справедливо замечает Франсис Франджипейн, "Бог постоянно занимается тем, что спасает нас".

Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь,
Доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его как горящий светильник.
<...>
...И как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой. – Ис. 62:1, 5

И несмотря на то что Его Невеста изменила Ему, несмотря на то что она покорилась Его врагу, Бог готов сделать все возможное, чтобы вернуть ее. Он ни перед чем не остановится, чтобы освободить ее:

Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора,
Столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?
"Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".
Отчего же одеяние Твое красно и ризы у Тебя как у топтавшего в точиле?
"Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною;
И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей;
Кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое;
Ибо день мщения – в сердце Моем и год Моих искупленных настал". – Ис. 63:1-4

Вот это да! Разве может сравниться с Богом главный герой фильма "Храброе сердце"? Перед нами свирепый, дикий и страстный "Парень". Я никогда не слышал, чтобы мистер Роджерс говорил в подобном тоне. Если призадуматься, то и в церкви я не слышал ничего похожего. Так может говорить только Бог неба и земли. Лев от колена Иудина.

Маленькие мальчики и девочки

Вот такой Он, наш настоящий Отец, по образу Которого создан каждый мужчина. В Нем есть сила и любовь, не знающая страха. Как написал Джордж Макдоналд,

Ты – моя жизнь; я – ручей, Ты – его источник.
Я могу видеть благодаря тому, что Твои глаза открыты;
Я являюсь самим собой лишь потому, что Ты – это Ты. – Diary of an Old Soul

Я заметил, что мы слишком часто говорим мальчикам "нет". Не лезь туда, ничего не трогай, нельзя быть таким агрессивным, не надо так шуметь, не разбрасывай вещи, не стоит так рисковать. Бог же, сотворивший мальчиков по Своему образу, говорит им "да". Будь неистовым, будь необузданным, будь страстным. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что женщина не несет в себе образ Божий. Различие полов существовало с самого начала творения. Как сказал К.С.Льюис, "различие полов – это нечто реально существующее, оно лежит в основе сексуальных отношений; ...пол – это основной признак, по которому разделяются все создания". Есть солнце, а есть луна и звезды; есть неприступные горы, а есть поля, покрытые цветами. Вид льва вызывает в нас трепет, что же можно сказать о львице? Конечно, в женском сердце тоже есть что-то дикое, но эта дикость женственна по природе, она скорее соблазнительна, чем агрессивна.

Ева и ее дочери тоже "отпрыски победной ветви", но их природа удивительным образом отличается от природы мужчин. Как психолог-консультант, друг, а самое главное – как муж, я имел честь быть приглашенным в святая святых женского сердца. Часто в женском обществе я задавал себе вопрос: "Что женская природа может рассказать мне о Боге? Я уверен, через Еву Бог хочет что-то сообщить миру. Вот только что?" На протяжении многих лет я вслушивался в то, о чем кричали мне женские души, и пришел к следующему выводу: Бог жаждет нашей любви. Он хочет быть самым главным в нашей жизни. Как мы не расслышали этого? От сотворения мира Божье сердце кричит нам: "Почему вы не выбираете Меня?" Просто поразительно, насколько смирен, насколько уязвим Господь в этом вопросе. "...И найдете [Меня], – говорит Господь, – если взыщите Меня всем сердцем вашим" (Иер. 29:13). Другими словами: "Ищите Меня, добивайтесь Меня – Я хочу, чтобы вы добивались Меня". Поразительно. Как сказал Э.Тозер, "Бог ждет, когда вы почувствуете в Нем нужду".

И безусловно, мы видим, что Бог хочет не просто пережить приключение, Он хочет разделить его с кем-то. Ему не было нужды создавать человека, Он захотел его создать. Несмотря на то, что Он знает наперечет все звезды и целые галактики входят в Его Царство, Господь находит для Себя радость в том, чтобы быть частью нашей жизни. Знаете, почему Он зачастую не сразу отвечает на наши молитвы? Он хочет общаться с нами, и иногда промедление с ответом – единственный способ заставить нас остановиться и поговорить с Ним. Его сердце стремится к общению и к приключениям, которые мы переживем вместе с Ним.

Конечно, Бог обладает красотой, которую надо разглядеть. Именно красота привлекает мужчин в женщинах. Ева – венец творения. Если вы внимательно проследите за ходом событий, описанных в Книге Бытие, вы увидите, что каждый новый этап творения был более совершенным, чем предыдущий. Сначала все было бесформенным, кругом царили пустота и мрак. Господь начал придавать форму сырому материалу, как художник, работающий над наброском или куском глины. Свет и тьма, суша и вода, небо и земля – мир начал обретать форму. Одно слово, и землю украсило целое царство цветов. На небе появились солнце, луна и звезды. Несомненно, Его творчество было продуманным до мелочей. Затем Он создал птиц и рыб, дельфинов и ястребов. Затем диких животных, всех этих удивительных созданий. Форель, конечно, чудесное творение, но лошадь поистине изумительное. Слышите ли вы эту великую симфонию, звучащую все громче и громче?

И вот Господь создает Адама, Свой шедевр. Ни одному существу из царства животных Бог не сказал: "Ты сотворен по Моему образу и подобию". Адам, несущий в себе образ Божий, получил пылкое, необузданное и страстное сердце. Но все же оставался еще один, последний штрих. Так появилась Ева. Творение достигло своей высшей точки, Ева стала его кульминацией. Она – последний штрих, который сделал Господь. И Адам, увидев ее, смог сказать лишь: "Ух ты!" Ева унаследовала от Бога красоту, тайну и нежную уязвимость. Как сказал поэт Уильям Блейк, "обнаженное женское тело – это частица вечности, которую взор мужчины не в силах вынести".

Причина, по которой женщина хочет, чтобы ее красоту разглядели, причина, по которой она задает вопрос: "Нравлюсь ли я тебе?", – проста. Бог тоже хочет этого. Бог – это соблазнительная красота. Вспомним, как молился Давид: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы... созерцать красоту Господню..." (Пс. 26:4). Разве могут еще оставаться сомнения в том, что Бог хочет, чтобы Его любили"? Чтобы на Него смотрели и наслаждались тем, что открывается взору? Как написал К.С.Льюис, "женская красота – это источник наслаждения и для женщин, и для мужчин... в желании вызывать восхищение своей красотой проявляется покорность Евы, и именно в любимом она находит истоки своей радости".

Признаю, что тема, которую я затронул, не настолько проста. О многом еще можно было бы говорить в связи с ней, и вопросы пола нельзя освещать столь односторонне. Мужчине тоже время от времени необходимо быть нежным, а женщине иногда требуется быть агрессивной. Но если мужчина лишь нежен, мы понимаем, что с ним что-то неладно, и если женщина постоянно агрессивна, мы чувствуем, что она не должна быть такой. Если вы внимательно посмотрите на мальчиков и девочек, я думаю, вы увидите, что я не далек от истины. Сила и красота. Как заметил псалмопевец,

Однажды сказал Бог,
и дважды слышал я это,
что сила у Бога,
и у Тебя, Господи, милость... – Пс. 61:12-13



 
Другие материалы этого автора
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.