Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ТРИ ВИДА ЖЕЛАНИЙ

Когда наш Господь обещает дать нам воды живой, Он говорит, что реки ее потекут из нашего «чрева». Слово, переведенное с древнееврейского как «чрево», обозначает некое полое место внутри человека; другое значение этого же слова — «жажда» или «склонность». Значит, Христос намеревается заняться нашими глубинными желаниями. Существует, конечно, множество других потребностей различной значимости, однако Христос не гарантирует их удовлетворения по эту сторону небес.

Итак, в глубинах человеческого сердца всегда существуют какие-то устремления, без которых наша жизнь немногого стоит, — назовем их насущными желаниями. Мы были созданы, чтобы жить с Кем-то любящим и участливым, с Кем-то непобедимым и сильным, с Тем, Кто дает нам силы совершать предписанное нам свыше дело. Без дружбы и любви, без поддержки и взаимопонимания жизнь бессмысленна и пуста. Ничто не может заполнить эту пустоту. Каждому человеку Господь положил испытать в своей жизни нечто определенное, поэтому ни наши несовершенные друзья, ни увлекательная работа, ни острые ощущения, ни разнообразные удовольствия, ни что-либо другое не может ответить нашим насущным желаниям. Это может сделать только Бог.

Но если у нас есть насущные желания, значит, у нас должны быть и желания, менее животрепещущие. Эти «ненасущные» желания можно разделить на два типа. Назовем их крайне важными и второстепенными.

У всех нас глубоко в сердце есть потребности, удовлетворить которые может только Господь, и многие из них кажутся нам крайне важными. Например, стремление почувствовать со стороны мужа любовь и уважение, желание близких и открытых отношений с собственными детьми и надежда на то, что жизнь их будет обеспеченной и счастливой, необходимость в друзьях, которые знают, как важно оказаться рядом, когда вы нуждаетесь в них. Я считаю эти крайне важные желания вполне законными и естественными. Я думаю, все мы хотим иметь крепкие и здоровые взаимоотношения с окружающими нас людьми, которые наполняют нашу жизнь смыслом.

Третий тип наших устремлений, второстепенные, включают в себя все остальные желания — от самых пустячных, типа «Надеюсь, бабушка испечет сегодня мой любимый пирог», — до более значительных, типа «Надеюсь, врач будет доволен результатами моих анализов!». Слово «второстепенное» может ввести вас в заблуждение относительно того, что я, собственно, имею в виду. Некоторые потребности, которые я называю второстепенными, могут внезапно оказаться жизненно значимыми, как, например, отсутствие страховки при случившемся в доме пожаре. Основным критерием в различении этих трех видов желаний, на мой взгляд, является критерий личных взаимоотношений каждого конкретного человека с окружающими его людьми. Так, если исполнение вашего желания требует только ваших собственных усилий, то я бы назвал такое желание второстепенным. Если же для этого требуется посторонняя помощь или участие, тогда, пожалуй, оно крайне важно, но если для его воплощения в жизнь не обойтись без божественного вмешательства, тогда подобное желание мы можем по праву отнести к насущным.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ

Только столкнувшись с болью разочарований и чувством неудовлетворенности, мы начинаем понимать, как важно уметь разделить свои потребности по этим трем степеням значимости. Когда неудовлетворенными оказываются второстепенные желания, мы ощущаем умеренное неудобство. И хотя беспокойство, которое оно нам доставляет, может быть порой весьма сильным, тем не менее нам вполне по силам справиться с ним, тем более что оно не представляет опасности для существования нашей личности. Даже возможная смерть — это лишь угроза физической жизни, а не духовной. Итак, когда не исполняются желания второстепенной важности, мы все-таки можем взять себя в руки — иной раз с легкостью, иной раз, сжав зубы, — и продолжить жить дальше. И христиане, и люди неверующие в подобных обстоятельствах могут найти в себе достаточно сил, чтобы вести более-менее спокойную и уравновешенную жизнь.

Крайне важные желания — это другое дело. Когда то, чем мы занимаемся, не имеет для нас никакого значения, когда мы безразличны людям, которых любим всем сердцем, когда мы страдаем от того, что не удержали человека, дороже которого нет на белом свете, мы ощущаем в душе ужасную пустоту, осознание которой причиняет нам нестерпимую боль. Физические страдания иногда переносить легче, чем тоску одиночества, всеобщую отверженность или неудачу. Когда наша острая потребность в дружбе и в чьем-то участии, потребность в какой-либо работе во благо других людей оказывается неудовлетворенной, мы испытываем не просто умеренное неудобство. Мы ощущаем глубокую печаль, безысходность, от которой опускаются руки, которая на какое-то время опустошает наши души, лишая нас сил и желания продолжать жить дальше. Но время вкупе с другими событиями жизни лечит наши раны. Не всегда, но довольно часто. В нас возрождается стремление идти навстречу жизни, к нам возвращается способность наслаждаться былыми удовольствиям и желание исполнять свой забытый долг. Наша жизнь вновь наполняется красками, возможно, не очень яркими, но вполне достаточными, чтобы расцветить нашу серую действительность.

Третий тип потребностей — это нечто совершенно другое. И крайне важные, и второстепенные желания включают в себя необходимость взаимоотношений с другими людьми. Но мы хотим таких отношений и такого взаимопонимания, которых нам не может дать ни одно человеческое существо. Мы все были созданы, чтобы испытать на себе бесконечную любовь со стороны Того, Кто не требует ничего взамен, и чтобы чувствовать живейшие участие в своей жизни Того, чьи намерения имеют для нас первостепенное значение. Только Господь может дать нам то, чего более всего жаждет наша душа. Когда насущные потребности не удовлетворены, мы чувствуем боль, от которой желаем избавиться. В подобном случае не поможет даже время, разве что оно научит нас закрывать глаза на реальное положение вещей и делать вид, будто ничего не происходит. Когда мы страдаем от боли, поддержка друзей и многообещающие удовольствия значат для нас не больше, чем ведро песка для томящегося жаждой путника. Жизнь ускользает, струится сквозь пальцы, и это не болезненная игра воображения — увы, это слишком реально. Без Того, Кто заботится о нас, без какого-либо полезного и важного занятия жизнь — это лишь сплошная череда несчастий и боли, это переживание, которое нам необходимо избежать, как-нибудь изменить или попросту отвергнуть. Жизнь, которая не может удовлетворить наших самых насущных желаний, — это начало ада.

ПОИСКИ ПУТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ

Когда Христос обещал наполнить нас водой живой, Он, конечно, хотел даровать избавление жаждущим. Это ясно. Менее понятно, какую жажду Он намеревается утолить, как Он думает это сделать и когда же мы можем надеяться ощутить на себе последствия Его заботы.

Чтобы лучше понять, как Христово обетование воды живой воплощается в жизни жаждущих людей, давайте изобразим все это на схеме, где каждый тип человеческих желаний обозначим в виде круга и расположим эти круги концентрически:

Мы живем, наиболее четко осознавая свои наименее важные потребности, и в результате более озабочены удовлетворением именно их, не обращая внимания на главное в жизни. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы обеспечить себе комфорт. Когда мы вкусно едим и сладко спим, мы чувствуем себя прекрасно.

Давайте на нашей схеме обозначим приятное ощущение удовлетворенных второстепенных желаний закрашенным внешним кругом:

Практически всем нам в жизни приходится иметь дело и с крайне важными желаниями, особенно когда мы испытываем трудности во взаимоотношениях с другими людьми. Мы злимся и чувствуем, что нас предали, когда супруга холодна и сдержанна с нами, мы страдаем, когда друзья забывают о нашем существовании. Однако когда у нас на личном фронте все в порядке, когда с окружающими у нас теплые и здоровые отношения, мир может показаться неплохим и довольно приятным местом обитания. Мы с благодарностью воспеваем Бога, искренне смеемся шуткам и с нетерпением ожидаем вечера в кругу своих старых знакомых. Мы действительно чувствуем себя прекрасно. Если какие-либо из наших второстепенных желаний остаются неудовлетворенными, мы можем ощутить некоторое неудобство, но нам кажется, что на «более глубоком уровне» у нас все в порядке. Это ощущение на схеме можно изобразить следующим образом:

К сожалению, очень немногие искренне верующие люди знают, что значит вкусить реальность присутствия Божьего, когда, казалось бы, весь мир рушится вокруг них. Их материальные блага могут быть весьма скудными, а друзья далекими и бесчувственными, но Христос каким-то непостижимым образом властно и нежно проникает в самые глубины их души. «Лишь Иисус вызывает в моем сердце трепет» — вот свидетельство особого типа людей, чья жизнь остается таинственно притягательной даже в час испытаний. У этих верующих дела обстоят таким образом:

Мне кажется, ситуация, изображенная на этом рисунке, чаще проявляется на словах, чем в реальной жизни. Наполненность жизни в двух внешних кругах люди зачастую ошибочно принимают за великую радость Богопознания. Наслаждение благословениями Божьими, которых мы все столь упорно добиваемся, иногда путают с наслаждением общения с Богом-личностью.

Любому нормальному человеку свойственно горячо желать того, чтобы все три круга его жизни были заполнены: благоприятные обстоятельства, прочные связи и Богообщение. В этом — суть христианской надежды. Вопрос же состоит не в конечной уверенности в совершенном счастье, а во времени его наступления.

Похоже, существуют два основных представления, довольно общих, относительно того, как обрести долгожданную радость. Одно из них — это то, что Господь заполняет круги желаний от внешнего к внутреннему. Сначала Он создает нам материальный комфорт, дает нам здоровье и достаток. Затем, по мере развития, улаживаются наши отношения с людьми: крепнут брачные узы, а при общении с другими, достигшими тех же высот верующими, мы учимся ценить свою личность, свою привлекательность, учимся наслаждаться своим деньгами. Затем все вместе, в едином порыве, как община совершенных и счастливых людей, мы славим Бога за Его благость. Его благословения ведут нас к более реальному ощущению Его присутствия. И хотя это довольно распространенная точка зрения, она, насколько я понимаю Писание, определенно уводит людей от зрелости.

Второе представление рассматривает этот процесс совершенно иначе. Согласно этой точке зрения глубочайшая полнота понимания жизни приходит во время трудностей в материальном положении или когда мы бьемся над проблемами и натянутостью в отношениях. Знание Божье развивается внутри нас, глубоко в душе.

ТЕРНИСТАЯ ДОРОГА К БОГУ

Эти рисунки, конечно, не отражают всех возможностей того или иного пути. Они лишь выделяют основную мысль каждого из них. Второй путь, который, как мне кажется, лучше отражает истинную природу духовного роста, имеет главным принципом следующее: до тех пор пока мы не признаемся самим себе, что жестоко разочарованы в обстоятельствах собственной жизни и в окружающих людях, (в особенности в последних), мы не сможем устремиться ко Христу как к источнику утоления своей глубокой жажды. Или, проще говоря, мы редко соглашаемся на сознательную зависимость от Бога, когда жизнь наша удобна и благополучна.

Говоря, что из чрева нашего потекут освежающие потоки воды живой, Христос обещал помочь нам справиться с насущными желаниями. (1) При этом Он ни слова не сказал о том, что дарует нам материальные удобства, цветущее здоровье и занимательный досуг. Нам также не следует ожидать, что Господь наладит наши отношения с людьми, сделав их как по заказу теплыми и приятными. Но мы должны четко понимать, что Его обетование хлеба насущного и обещание, по милости и щедрости Своей, даровать нам все, в чем мы нуждаемся, дает нам право рассчитывать на помощь Бога в достижении нами высшего предназначения, Им же для нас уготованного.

Такого рода обетование, видимо, не гарантирует нам безоблачной жизни во всех ее проявлениях. Напротив, именно потому, что в Его намерения входит привлечь нас к Себе и поскольку мы как раз и были созданы, чтобы наслаждаться общением с Ним, нам нужно честно и откровенно признаться, что на сердце у нас лежит глубокая тоска, которая, когда мы начинаем размышлять о наших взаимоотношениях с людьми, порой перерастает в невыносимое отчаяние. Того, чего мы желаем, просто не существует в этом мире, но, будучи натурами падшими, мы, естественно, ищем радости где угодно, только не в отношениях с Богом. В результате нас ожидает неизбежное и глубокое разочарование. Однако именно это разочарование, должным образом переживаемое, может привести нас к Богу.

Те, кто имеет близкие отношения с Христом, ощущают свое столь плачевное состояние наиболее остро. Сознание того, каким должно быть положение вещей, делает реальное положение вещей еще более ужасным. Как бы полно мы ни вкушали от познания Божия, мы не можем не видеть всех ужасов жизни, которую ведут падшие существа в падшем мире. Это было не под силу даже Господу нашему Иисусу Христу. Он находился в совершенном общении с Отцом и все же был Мужем скорбей, Которого заставляло плакать людское жестокосердие.

Нам просто необходимо избавиться от существующего представления о том, что смиренный христианин, по определению, должен всегда находиться в отличном расположении духа. Реки воды живой, омывающие наши сокровеннейшие желания, помогают нам проникнуться Его присутствием в нашей жизни ныне и Его обетованиями нам на будущее, но они не уничтожают боли, причиняемой неудовлетворенными желаниями разной степени значимости. Поэтому мы не должны измерять качество наших отношений с Богом наличием или отсутствием несчастливых эмоций. Например, когда ребенок перестает слушаться родителей, то боль, которую они испытывают, не просто нормальна — это вполне здоровое чувство. А духовная зрелость даже немного усиливает страдание, потому что она дает более глубокое осознание того, сколь трагична непокорность.

Однако вопреки неизбежным жизненным перипетиям человек может оставаться стойким и непоколебимым, какие бы беды ни обрушивались на его голову, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией, — это то самое, чего более всего жаждет душа рассудительного и благоразумного человека. Изменить свой внутренний мир означает научиться пить живую воду неизменной любви Божьей. И тогда наше самосознание и верное понимание своего предназначения, а также радость существования дадут нам силы жить, даже когда нам приходится несладко.

Поверьте, многие люди столь ясно видели и ощущали Христа, что с готовностью шли за Него на костер, подобно тому, как человек, переживший предательство и незаслуженно жестокое обращение, с надеждой и уверенностью вновь решается на близость с другим человеком. Такое хотя и редко, но все же случается.

В жизни честных людей тоже неизбежны несчастья — это могут быть и физические страдания, и проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми. Но те, в чьем сердце произошли глубокие перемены, явственно ощущают Божью благость. Они устремляются к Нему, даже когда жизнь манит их долгожданным, но несколько слащавым покоем уютных домов, крепким здоровьем или счастьем от общения с многочисленными друзьями, и они тянутся к Нему еще сильней, когда все эти радости пропадают.

Итак, давайте подведем итог.

1 . Bce мы жаждем. Мы желаем:

а) физических удобств (второстепенные желания);
б) хороших отношений с людьми (крайне важные желания);

2. Христос не обещал удовлетворять все наши желания. Поэтому на своем пути мы можем столкнуться со множеством трудностей — как материальных, так и духовных. Обетование в Евангелии от Матфея (6:25-34) можно истолковать таким образом, что Господь поможет нам исполнить наше жизненное предназначение и претворить в жизнь Его замысел. Он вовсе не обещает дать нам все необходимое для утоления наших минутных увлечений.

3. Он обещал удовлетворить наши насущные потребности, однако:

а) доступное ныне удовлетворение — это лишь легкая закуска, настоящий пир начнется позже. Поэтому мы будем по-прежнему страдать, желая иметь больше, чем имеем сейчас;
б) удовлетворение насущных потребностей не ослабляет боли разочарования, когда наши второстепенные или крайне важные желания остаются неудовлетворенными.

4. Для трезвомыслящего христианина разочарование — это реальная и неизменная действительность, по крайней мере, в силу трех причин:

а) совершенную радость Божью мы будем иметь лишь на небесах;
б) никакие отношения на земле не могут быть совершенны, поэтому наши крайне важные потребности неизбежно окажутся неудовлетворенными;
в) падшие люди для удовлетворения своих насущных проблем, естественно, хотя и ошибочно, полагаются не на Божью милость, а на иные средства. Они надеются, что деньги, успешная карьера, любящий супруг, прекрасно воспитанные дети или хорошая церковь могут дать им счастье. В результате они только обостряют свою боль и усиливают горечь разочарования, излишне полагаясь на обстоятельства и на окружающих людей. Все это привносит в нашу жизнь обиды, страхи, недовольство собой и угнетенное состояние духа.

Желания нашего сердца должны быть прочувствованы. Разочарование нашей души должно быть испытано. Только тогда мы научимся без оглядки следовать за Богом и страстно ожидать Его прихода, когда Он раз и навсегда исполнит все наши мечты и надежды. И только тогда мы сможем освободиться от эгоистической тревоги о наших неудовлетворенных желаниях, только тогда в нашем сердце расцветет истинная любовь к Богу и к людям. Следующая глава призвана научить нас правильно воспринимать неутешительную действительность.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Следует отметить, что сам факт существования наших взаимоотношений с Христом и качество этих отношений, сообразованных с его точкой зрения, способствуют исполнению наших глубочайших желаний. Полному же их удовлетворению в нашей земной жизни препятствуют две трудности. Во-первых, мы можем ощутить и насладиться присутствием Божьим только через веру. Напрямую встретиться с Ним, лицом к лицу, мы сможем лишь много позже. Во-вторых, наша вера несовершенна. Чудо присутствия Христа в нас заглушается нашим весьма смутным представлением о том, Кем Он, собственно, является. Поэтому даже высшая степень радости и удовлетворения, которую мы можем испытать здесь, не сравнима с той, которая ожидает нас на небесах.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.