Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

КАК РАСПОЗНАТЬ НАШУ ЖАЖДУ?

Осознание наших глубочайших потребностей – процесс болезненный и потому нелегкий. Признание того, что в душе у нас зияет огромная, ничем не заполнимая брешь, что нас беспокоит некое смутное ощущение пустоты, которое можно на какое-то время подавить, но от которого нельзя избавиться окончательно, способно нарушить спокойное течение налаженной жизни или сделать разладившуюся жизнь еще тяжелее. Мы все предпочитаем признавать лишь те проблемы, с которыми в состоянии справиться: «Вы слишком много сердитесь? Прекрасно, вот что нужно делать». «Семейные проблемы? Напряженка с деньгами? Вот вам список спасительных мер, и скоро все ваши трудности обратятся в благословения!».

Никто не отрицает, что если человеку удается найти мудрый подход к денежным делам, таким как планирование бюджета, разумные траты, щедрые пожертвования, тщательный учет расходов, а также к семейным вопросам, подобно взаимопониманию, распределению домашних обязанностей, разрешению конфликтных ситуаций, и, конечно же, к личным привычкам вроде умеренного и правильного питания, регулярных упражнений, молитв и изучения Библии, — это, бесспорно, прекрасно. Но сколько бы ответственности вы на себя ни брали, сколько бы обязанностей ни старались выполнять, это не сможет ослабить вашего желания иметь нормальные, здоровые отношения с людьми. Только небеса могут даровать вам удовлетворение, поэтому по эту сторону небес вашу жизнь всегда будет омрачать ощущение неполноты. Оно не даст вам покоя, каким бы активным и, на первый взгляд, благословенным ни было ваше нынешнее существование. Мы можем отрицать это, мы можем попытаться заглушить это чувство делами и развлечениями, но мы не сможем отделаться от него.

Итак, мы обсудили, как важно вкусить реальность неизбежного разочарования в жизни. Но как это сделать? Как ощутить эту жажду, в то время как все в этой жизни старается сбить нас с толку? На все эти "как?" можно ответить следующими предложениями :

  1. Задавайте трудные вопросы.
  2. Исследуйте недостатки наиболее важных отношений в вашей жизни до тех пор, пока не ощутите в душе глубокое разочарование.
  3. Изучайте ваши взаимоотношения с Богом и людьми, не прячась от возникающего в душе осознания собственной греховности.

Во-первых, задавайте трудные вопросы.

То, что говорит нам Господь, достаточно для того, чтобы насадить, направлять и питать нашу веру, но не достаточно для того, чтобы положить конец смятению. То, что Он делает и чему позволяет происходить, порой может совершенно сбить нас с толку, даже вывести из себя.

Вот пример: новообращенные родители решили устроить свою тринадцатилетнюю дочь в христианскую школу, желая привить ей только что принятые ими самими ценности. Однако одна из учительниц в новой школе приучила девочку к наркотикам. У той развилась сильнейшая наркотическая зависимость, длившаяся в течение всего подросткового возраста. Семья была просто в отчаянии. Потребовалось несколько лет амбулаторного лечения, прежде чем в конце туннеля забрезжил свет.

Когда родители отправляли дочь в это христианское учебное заведение, для них это было непростым решением. Они долго и усердно молились, спрашивали совета у многих пасторов и тщательно выбирали школу, прежде чем сделать окончательный шаг. Вопрос, который они задали, придя ко мне на прием, я слышал до этого от многих других людей, чьи жизни были разбиты – и не по их вине: «Как Бог мог допустить такое?».

Многие из нас склонны искать способ завернуть чужие страдания в красивую обертку. Мы желаем найти ответ, который настраивает на мажорный лад, если же это оказывается невозможным, мы стараемся поскорее сменить тему и прекратить неприятный разговор.

В Библии, бесспорно, содержатся истины, которые могут помочь разобраться в трудных вопросах. Господь явил миру Свою любовь на кресте, что должно было раз и навсегда покончить со всеми сомнениями насчет того, на нашей ли стороне Бог. Господь всемогущ, и нам давно пора понять это. Однако когда бесспорная и справедливая истина используется для того, чтобы уходить от решения трудных проблем, она превращается в пустое, бессмысленное клише. Искренние крики души, вопросы, исходящие из глубин страдающего сердца, могут и должны вызывать у нас смятение. Утверждение, что искреннему смятению не место на пути человека к Богу, может привести нас к неестественным, искусственным верованиям, а никак не к подлинной и живой вере.

Другой способ избежать смятения – это немедленно начать поиски нужного решения конкретной проблемы. Вы трудитесь не жалея сил над тем, чтобы создать для своих детей хорошую и благочестивую обстановку в доме. Вы полны прекрасных ожиданий на их счет. И когда единственный телефонный звонок в одночасье разрушает все ваши надежды, вы сталкиваетесь с обстоятельствами, которые вам и не снились. Ваш ум лихорадочно ищет решения. Взять себя в руки и постараться сделать все возможное, вместо того, чтобы впадать в панику, – вот верное решение. В любых обстоятельствах можно поступать так, как будет угодно Богу. Именно желание угодить Богу, а не стремление избавиться от беспокойства должно быть нашей главной целью. К сожалению, иногда наше твердое намерение встречать любые неприятности с открытым забралом обусловлено еще более твердым намерением избежать все нарастающего смятения в нашей душе. Ощущение того, что мы не в состоянии более управлять собственной жизнью, действительно ужасно. Однако лучше провести пару бессонных ночей в слезах и в смятении, нежели сделаться человеком бесстрастным и изворотливым, способным найти выход из любой критической ситуации.

Честно и откровенно глядя в лицо смятению, мы укрепляем и закаляем нашу веру. Когда жизнь теряет смысл, когда наша душа – в полнейшем замешательстве и мы не знаем, что делать, тогда перед нами встают лишь три возможных варианта. Во-первых, мы можем оставить всякое притязание на христианскую веру и заняться немедленными поисками облегчения и счастья, а если их так и не удается найти, можно даже покончить с собой. Во-вторых, мы можем просто бежать от смятения, как дровосек бежит от голодного медведя. Существует одна псевдохристианская уловка для того, чтобы как можно скорее избавиться от неразберихи в нашей душе. Это попытка уйти от реальности и беспокоящих нас проблем посредством обновления своей веры и торжественного посвящения себя служению истине Божьей. Такая уловка приводит человека к жесткому догматизму, который истощает живительные силы его веры. Законничество не даст нам копаться в себе и в наших жизненных трудностях. Живая жизнь заменяется сухой теорией. А в-третьих, столкнувшись со смятением, мы можем решительно и упорно держаться за Христа, за то, Кто Он есть и чему нас учил, несмотря на то, что ваша борьба с хаосом в душе продолжается с неослабевающей силой. Книга Аввакума начинается с того, что мы видим пророка совершенно сбитым с толку, он недоумевает. Вскоре его недоумение перерастает в еще большее замешательство. Он не умолкнул (глава 2) до тех пор, пока его не захлестнуло полное смятение. Он раскрыл свое сердце Богу, и Господь явился рабу Своему, после чего пророк воспел славу Божию и провозгласил свою непоколебимую веру в Господа, которая устоит в любых испытаниях. Пример Аввакума должен служить нам образцом для подражания.

Не бойтесь разглядывать вашу жизнь со всех сторон. Не бегите в ужасе от событий и мыслей, вызывающих у вас беспокойство, ища спасительные подтверждения своей вере, которые, скорее всего, окажутся надуманными. Позвольте себе исследовать неприятные темы, которые извлекут на свет некоторые действительно серьезные проблемы в вашем сердце, но которые, в свою очередь, повлекут за собой более доверительные и близкие отношения со Христом.

  • Вам вспоминается ваш сосед, который подсматривал за всеми в замочные скважины и подслушивал чужие разговоры, но считался в округе хорошим и уважаемым человеком. Что же вам остается? Подозревать всех и каждого в непорядочности?
  • А этот вынужденный переезд, который вы осуществили из-за вашей работы. Сам Бог, казалось бы, велел это сделать. Но в результате ваши дети лишились прекрасной молодежной группы в живой, активной церкви. С тех пор вы так и не смогли отыскать ничего подобного. В той церкви, в которую вы ходите сейчас, молодежи почти нет и она так плохо организована, что вы не требуете от ваших детей неукоснительно посещать все собрания. И теперь вы чувствуете, что они отдаляются от Господа. Как вам увязать все это воедино в своем сознании?
  • А как забыть того врача, который наблюдал вас столько лет и в итоге поставил вам неправильный диагноз? Теперь вы на инвалидности, вызванной заболеванием, которое он не сумел распознать. Ваш врач – хороший доктор, вот только в вашем случае он допустил простую человеческую ошибку. Но что же делать вам? Напомнить себе о Послании к Римлянам (8:28) и продолжать жить дальше? А как быть со смятением чувств и мыслей, как быть с вашим гневом?

Надеюсь, я достаточно ясно выразился: честный взгляд на жизнь приводит человека в смятение. Но в самом смятении нет ничего плохого. Оно даже полезно, потому что только в таком взвинченном состоянии мы начинаем отдавать себе отчет: оказывается, мы страстно желаем знать, что за всем происходящим стоит Кто-то сильный и добрый, Кто спокойно и невозмутимо ведет все к счастливой развязке.

Бог действительно просвещает нас в некоторых вопросах. Мы же должны постараться усвоить то, что Он явил, и уверовать в то, что более-менее ясно. Однако бывают такие моменты, при которых даже самый лучший, прекрасно разбирающийся в Библии ученик вынужден признать свою несостоятельность. Порой смятение в человеческой душе достигает такой степени, что нам остается только смириться, ибо избавиться от него нам не удается. До тех пор пока мы уверены в том, что сами сумеем во всем разобраться путем усиленного изучения и более глубокого исследования положения вещей, мы не испытаем в своей жизни страстной веры. Как только мы примем как факт, что наиболее важные области нашей жизни будут и дальше полны сумятицы, тогда мы сможем обрести покой в нашей вере в Бога. Крепкая вера не вырастает из умиротворенных мыслей. Но она может развиваться должным образом именно тогда, когда наш разум возбужден, а мысли столь сплетены и спутаны, что мы либо полагаемся на милость Божью, либо пасуем перед жизнью. Когда мы позволяем себе переживать смятение, оно вызывает в нас жажду, утолить которую может только вера.

Во-вторых, исследуйте недостатки наиболее отношений в вашей жизни до тех пор, пока не ощутите в душе глубокого разочарования.

Не забывайте нашу главную цель: мы хотим понять, что значит стремиться к Богу, что значит идти к Иисусу со своей жаждой. Только жаждущие люди тянутся к Богу. А поскольку мы научились довольно успешно не замечать свою жажду, которая указывает на нашу зависимость от Бога, нам необходимо найти способ осознать, что в глубине души мы все-таки жаждем. Стойко переносить смятение – это один путь, чувствовать полнейшее разочарование во всех и вся – другой.

Возможно, многим людям труднее всего признать, что они чувствуют себя преданными собственными родителями. Даже те, с кем в детстве обращались очень жестоко, иногда лелеют мысль, что родители на самом деле любили их, «просто не знали, как это показать». Нелегко признаться в том, что мы не получили той любви, в которой так отчаянно нуждались. Мой опыт душепопечителя показывает, что людям легче признать собственные неудавшиеся попытки любить, чем то глубокое разочарование, которое доставила им родительская нелюбовь.

Многим из нас повезло – у нас чудесные родители, за что все мы, и я в том числе, очень признательны. Но каждый из нас отчаянно жаждет того, чего не может нам дать даже самый замечательный родитель – совершенной любви. Любви, у которой всегда найдется доброе слово понимания; которая неподдельно и искренне печется о нашем благополучии каждое мгновение нашей жизни; которая не обременена сверх меры своими собственными заботами, а потому всегда добра и чутка к нашим; мы жаждем любви, которая достаточно сильна, чтобы, прекрасно понимая всю тяжесть наших проступков, не отстраняться от нас, и которая достаточно мудра, чтобы, когда мы стоим на перепутье, направлять нас на верную дорогу. Никакой родитель не удовлетворяет всем этим меркам, однако наше сердце не может довольствоваться ничем меньшим. И поскольку каждому ребенку свойственно возлагать свои ожидания на самых близких ему людей, надеясь, что именно они дадут ему то, чего он так отчаянно желает, то каждый ребенок рано или поздно, но одинаково неизбежно терпит разочарование.

Ожидание изысканных яств в столовой средней руки заставит нас почувствовать неудовлетворенность даже от весьма сносного обеда. Однако осознание того, что самое лакомое блюдо еще впереди, может помочь нам с благодарностью вкушать хорошую пищу, доступную теперь. И это – главное, чему учит нас честное принятие жизни со всеми ее бесчисленными разочарованиями. Мы всегда ждали, что все, в чем нуждаемся, нам могут дать окружающие люди. Когда мы «пытаемся любить их», подавляя в себе чувство разочарования, которое они в нас вызывают, наша любовь покоится на отрицании. Но когда мы открываем в глубинах своей души боль, причиненную нам собственными родителями и их несовершенной любовью, мы начинаем понимать, как сильно мы жаждем того, чего не получили. Мы понимаем, что слишком зависели от людей, что греховно настаивали, чтобы они делали для нас то, чего они не в состоянии были нам дать (это уже напоминает своеобразную разновидность идолопоклонства). Когда мы учимся принимать людей, которые вызывают у нас чувство разочарования, такими, какие они есть, не требуя от них невозможного, тогда мы свободны любить их, сближаться с ними ради них самих без необходимости защищать себя от возможных разочарований.

Господь наш выразил весь закон в двух заповедях: возлюби Бога и возлюби ближнего своего. Зрелый христианин – это тот, кто возрастает в своей способности любить людей такими, какие они есть, а не какими ему хочется их видеть. Когда мы признаем сам факт того, что разочарованы во всех вокруг, смысл столь решительного шага заключается не в том, чтобы лишний раз укрепиться в своем гневе и недовольстве либо списать все наши неудачи на родителей и недостатки воспитания, которое они нам дали. Главный смысл состоит в прямо противоположном: убедиться в том, как мы неправы, ожидая и требуя, что окружающие будут готовы свернуть для нас горы. Мы должны учиться ладить с людьми без всяких условий, учиться любить их свободно, всем сердцем.

Однако нам все же необходимо кое-что сделать, если мы хотим, чтобы результатом всех наших усилий стало бы не подогретое негодование или жалость к самому себе, а окрепшая любовь. Мы должны уметь надеяться. Чувство разочарования позволяет нам затронуть ту часть нашей души, которая страстно желает гораздо большего, чем кто-либо в этой жизни сможет нам когда-либо предложить. Когда мы страдаем от желания того, чего не имеем, мы начинаем понимать, как страстно ждал Павел возвращения Господа Иисуса. Глубокое разочарование в настоящем дает силы надеяться на будущее.

Надежда на возвращение Христа оказывает влияние на жизни христиан, которые с верою ожидают Его пришествия. Она очищает нас (1 Иоанна 3:3). Когда мы знаем, что все потребности нашего сердца будет однажды раз и навсегда удовлетворены, мы учимся жить, ничего не требуя теперь. Надежда – это противоядие от разочарований и от возникающей в связи с ними требовательности. С верою в Господа мы свободны любить, мы не боимся утратить надежду, мы отваживаемся смотреть в лицо неизбежным переживаниям и воспринимать их как повод с еще большим жаром уповать на Христа. Чувство разочарования позволяет нам соприкоснуться с жаждой нашего сердца, утолить которую может только надежда.

В-третьих, изучайте ваши взаимоотношения с людьми, не прячась от возникающего в душе осознания собственной греховности.

В части III будет сказано гораздо больше о наших греховных уловках в борьбе с неудовлетворенными потребностями. Теперь же я хочу поделиться с вами простейшей мыслью о том, что признание и приятие нашего разочарования в людях может дать нам не только страстную надежду на небеса, но и осознание того, что наша манера общения с людьми чаще всего основана не на любви, а на самозащите.

Один человек, посещающий группу христианской поддержки, признался однажды, что он взял за образец поведения сценический образ Клинта Иствуда: твердый, молчаливый, бесстрастный. Но теперь он понял, что то, что казалось ему мужественностью, было на самом деле лишь способом скрыть свое неумение сострадать. Он боялся откровенничать с женой, чтобы не разочаровать ее своей неспособностью должным образом поддержать ее.

Изучение собственной манеры общения может зародить в нас жгучее желание любить. Мы созданы не только для того, чтобы быть любимыми, но и для того, чтобы любить самим. По мере того как мы честно признаемся во всех наших неудавшихся попытках относиться к людям с любовью и начинаем видеть, что многие наши поступки продиктованы стремлением защитить себя от боли, Дух Божий обличает нас в нашей греховности. Тогда мы можем очистить свою душу покаянием, которое позволяет нам полнее насладиться Божьей любовью и, в свою очередь, свободно и непринужденно любить Бога и людей. «Испытай меня , Боже, и узнай сердце мое... И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23-24). Молитва об осознании своей греховности вызывает желание обращаться с окружающими с большей и искренней любовью.

Ваша душа в смятении? Веруйте. Разочарованы? Поможет только надежда. Убеждены в собственной греховности? Научитесь любить. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Коринфянам 13:13).

Признание того, что ваше сердце полно смятения и разочарования, и молитва об осознании своей греховности помогут нам понять, насколько не удовлетворена наша душа. Только тогда мы внемлем словам Господа нашего: «Кто жаждет, иди ко Мне».

Позвольте в заключение я еще раз перечислю причины, по которым всем нам необходимо честно признать жажду, которой мучима наша душа:

  1. Жажда освобождает нас от порабощающей власти греха, обманным путем дающего волнующее, но мимолетное удовольствие, которое слишком дорого нам обходится.
  2. Она помогает нам осознать, как часто мы подводим тех, кто полагается на нас, и через это понимание мы можем попытаться исправиться и укрепить наши взаимоотношения с людьми.
  3. Она усиливает наше стремления к Богу и делает нас способными привлекать к Нему и других.

На пути к осознанию собственной жажды человеку необходимо сделать три важнейших шага:

1. Признайтесь, что в вашей душе царит смятение:

  • Задавайте трудные вопросы.
  • Не пытайтесь спрятать свое смятение под маской холодного догматизма и легких решений.
  • Позвольте смятению укрепить вас в вере.

2. Признайтесь, что разочарованы в людях и в жизни:

  • Подумайте о том, как окружающие подводили вас, как они не смогли помочь вам преодолеть ваши трудности, когда вы так нуждались в этом и так страстно этого желали.
  • Не заглушайте своего разочарования подавлением желаний, неискренней любовью или дешевым прощением, которые, как вам кажется, могут принести облегчение.
  • Позвольте разочарованию подарить вам надежду.

3. Признайтесь, что вы грешный человек.

  • Честно и открыто взгляните на то, как вы защищаете себя от разочарований, держась подальше от людей.
  • Не бегите от осознания своей греховности, стараясь изо всех сил поступать правильно. Исследуйте побуждения сердца, стоящие за вашим «хорошим поведением».
  • Позвольте этому осознанию привести вас к любви.
    Внутренняя перемена начинается с осознания нашей жаж ды. Эта перемена происходит по мере того, как мы начинаем понимать, что все время пытаемся утолить свою жажду собствен ными силами.

Как нам успокоиться и перестать рыть свои собственные колодцы в надежде припасть к спасительному источнику воды живой? Что значит – позволить Господу утолить нашу жажду? Это – тема части III.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. К счастью, после того как мы научаемся доверять Богу свои насущные потребности, у нас появляется реальное представление о том, кто мы, что собой представляем и какова наша цель в жизни. Это представление может гнуться и качаться, но оно не сломается под напором даже самых жестоких расстройств, а тем более под напором более мелких, второстепенных желаний.

2. Когда имеешь родителей или друзей, чьи отношения с Христом настоящие, живые и необычно привлекательные, это дает надежду радости, которая хранит нас от соблазна греховных желаний. Я помню: ребенком я, как зачарованный, наблюдал, как мой отец молился в церкви. Его молитвы отличались от молитв окружающих меня людей. Они были настоящими. Казалось, он действительно верил, что разговаривает с кем-то. Это оставило во мне стойкое, неизгладимое впечатление. Я не хотел соглашаться на мелкие удовольствия, когда предо мною открывалась возможность общения с Самим Богом. Я имел представление о реальной действительности, потому что видел ее в отношениях своего отца с Господом.

3. Наставники будущих христианских руководителей, пытаясь предупредить их об опасностях, которые таит в себе необъективность и склонность разделять людей на плохих и хороших, иногда советовали студентам не заводить близких друзей среди людей, с которыми они будут работать. Однако я уверен, что против потенциальной пристрастности существует лучшее средство, чем это. Подобный совет не только нарушает сам замысел организации церкви как Тела Христова и устанавливает некое самоограничение и снобистское разделение между священниками и прихожанами, но оно также требует от людей отказа от своей сущностной «взаимозависимости», а потому взращивает вместо участливых и сострадательных служителей неких роботоподобных и отчужденных руководителей.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.