Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ПОНЯТЬ САМОГО СЕБЯ

Мы должны научиться правильно оценивать свои поступки и слова при общении с людьми, и тогда мы сможем понять, какие области нашей души поражены болезнью требовательности. Однако нам не следует с головой погружаться в болезненное самокопание. Если нашей конечной целью будет добиться полного самопонимания, тогда мы наверняка увязнем в зыбучих песках самоанализа. Выдумывание умных теорий о нас самих, выискивание причин, почему мы чувствуем себя определенным образом или поступаем именно так, а не иначе, вовсе не является плодотворным занятием. Единственная ценность подобного взгляда внутрь собственного сердца определяется его полезностью для нашего движения к большей любви к Богу и людям.

Конечно, иногда болезнь, которую мы хотим обнаружить, достаточно очевидна, – по крайней мере, для стороннего наблюдателя. Однажды мне довелось консультировать одного мужчину, очень делового и подтянутого, который без лишних разговоров, не вдаваясь в сантименты, немедленно изложил причину своего прихода. Он был глубоко возмущен тем, что его жена, присутствовавшая на приеме по настоянию супруга, отказывалась вступать в нетрадиционные способы сексуальных отношений. Они вызывали у нее отвращение. Бедная женщина была явно смущена и раздосадована. С авторитетом судьи глава семьи заявил, что его жена преступает Божью заповедь считать свое тело принадлежащим мужу (1 Кор 7:4). Он попросил, точнее говоря, приказал, чтобы я обличил его супругу в греховном непослушании. Когда я предположил, что он, возможно, преступает заповедь любви, требуя от нее того, что было ей не под силу, он отклонил эту мысль как нелепую, нетерпеливо ожидая, что я призову его жену к ответственности и попытаюсь убедить ее впредь быть поприлежнее.

Для меня все было ясно: этот человек ради собственного удобства искажал всю концепцию о повиновении и вообще не имел ни малейшего представления о библейской любви к жене. Но он не желал посмотреть истине в лицо. Намного приятнее услышать от врача диагноз «грипп», нежели «рак». Чем откровеннее требовательность (и здесь уже неуместна аналогия с гриппом, поскольку в скрытой или явной форме требовательность смертельна), тем с меньшей готовностью мы склонны признавать ее порочность. Люди, которые с наибольшей заносчивостью требуют уважения от своих жен и детей, с особым пылом отстаивают свое главенство и свою особую манеру общения с людьми.

У большинства из нас требовательность присутствует в скрытом, неявном виде, и, как мне кажется, многие готовы признать ее существование, когда она становится более-менее очевидной. Однако подобное признание требует от человека немало мужества, оно дается нелегко даже весьма зрелым людям. Взгляд в глубины собственной души, который действительно меняет и преображает человека, нередко лишает присутствия духа, да иначе, наверное, и быть не может. Диагноз «грех» неприятен, и мы склонны всеми силами противиться ему, предпочитая думать, что мы прошли больший путь по дороге выздоровления.

Мы просто обязаны добраться до самой сути этой проблемы. Никакой перемены, которая порадовала бы Бога, не сможет произойти, пока мы озабочены только греховностью нашего поведения или сердечной болью. Самое важное – это разоблачить грех в сердце, исследовать его и постараться исправиться. Когда мы поймем, что мы жаждем, что мы, как неразумные дети, заплутали и сбились с дороги в поисках живительной влаги, тогда мы сможем трезво оценить свою манеру общения и сумеем распознать требовательные, самозащитные побуждения, стоящие за нашими действиями.

Но самим по себе нам не понять, в какую сторону идти, так же, как шахтеру без фонарика не видно, где копать. Дисциплинированным и «заурегулированным» людям без посторонней помощи не узнать об их защитной и весьма неприглядной жесткости. Людям с аналитическим складом ума никогда не догадаться, что их холодная логика отнюдь не вызывает восхищения, а скорее, наоборот, разочаровывает тех, кто хотел бы стать им другом. Преуспевающие экстраверты могут всю жизнь прожить с твердой уверенностью, что их кипучая деятельность всем вокруг по душе. А застенчивые скромники могут списывать свою стеснительность на особенности темперамента и никогда не узнают, что их скованность – это лишь защитная оболочка.

Нам всем требуется помощь, чтобы ясно увидеть самих себя. Когда мы принимаем твердое решение заглянуть в свое сердце, Бог предоставляет нам три источника света:

  1. Дух Божий.
  2. Слово Божие.
  3. Люди Божии.

Каждый из этих источников можно использовать для того, чтобы заменить слепоту самообольщения ясным и честным видением.

Дух Божий

Псалмопевец просил Бога: «Испытай меня... и узнай сердце мое... И зри, не на опасном ли я пути...» (Псалом 138:23-24).

Думаю, я слышал немало проповедей о полноте Духа, о Его сошествии на верующего, о печати Духа, о крещении Им, но мне не часто приходилось слышать об испытании Духом. Всякая другая тема дает человеку успокоение и утешение. Испытующее действие Духа Святого способно причинить нам беспокойство.

Но возрастание в вере всегда сопряжено с некоторыми неудобствами. Дух давался человеку не только для утешения, но и для обличения (Иоанна 16:8). Если все дело заключается в нашем сердце и если ему столь искусно удается скрывать свое уродливое содержимое под покровом самообольщения, тогда мы должны взять на вооружение ту простую истину, что только Господу Богу дано проникать в сердца людей (Иеремия 17:9-10). Мы должны найти способ позволить Духу Божьему явить нам то, что Он там видит.

На этом, думаю, большинство разговоров закончилось бы призывами к размышлению. И это правильно. Мы должны не только читать нашу Библию, слушать проповеди и обсуждать с друзьями духовные вопросы, нам также необходимо хотя бы иногда уединяться в каком-нибудь тихом месте, где в краткие мгновения покоя в нашей лихорадочной жизни мы могли бы в безмолвии предстать пред Богом. Это – время с Господом, когда не надо никуда спешить, ни о чем тревожиться, когда мы стремимся лишь к одному – к приобщению к Великому. Такие моменты, как ничто иное, могут восстановить наши силы, направить нас на путь истинный и открыть перед нами новые горизонты. Когда наша душа покоится, тогда Дух Божий может испытать ее без помех.

Однако, боюсь, что наших стараний находить время слушать Бога недостаточно. Есть более серьезные проблемы, которые препятствуют Духу приникнуть в нашу душу. Каждый из нас имеет свои представления о жизни, которые гонят нас прочь от Божьего света: мы норовим забиться под кровать, когда Он входит к нам со Своим светильником. Позвольте мне вкратце разобраться с двумя проблемами, которые туманят наш взор и не дают нам ясно видеть самих себя даже во время долгих часов тихого уединения.

Главная проблема заключается в том, что мы не на том заостряем свое внимание. Иной раз вместо того, чтобы «на себя оборотиться» , мы беспокоимся о том, как другие обращаются с нами. Как можно волноваться по поводу резкости тона в разговоре с человеком, который распространяет про нас чудовищные сплетни?

Но самое ужасное во всем этом то, что мы обладаем удивительной способностью самообольщения. Мы можем заставить себя поверить, что наше прегрешение ничтожно по сравнению с грехами нашего знакомого, тогда как в действительности оно может быть не менее серьезным. На библейском языке бревно в нашем собственном глазу может казаться жалким сучком, в то время как сучок в глазу нашего соседа кажется нам бревном. Если же кто-нибудь напомнит нам о том, что мы должны прежде всего беспокоиться о собственной ответственности, это может заставить нас с неохотой вглядеться в себя, но все равно мы будем твердо уверены, что не мы, а именно окружающие нас люди и есть отъявленные грешники.

Если же мы хотим, чтобы Дух Божий совершил в нас Свою работу, мы должны сменить настрой. Мы все время должны просить у Бога, чтобы Он являл нам наш грех именно тогда, когда мы опять начинаем «зарываться». Не имеет значения, насколько тяжко согрешил против нас человек, и не имеет значения, насколько мы правы в своих обличениях, главное не забывать, что наша склонность к требовательности в отношении поступков других – не менее серьезное прегрешение, чем грех, обращенный против нас. «Испытай меня, Боже» – вот лучшая молитва, особенно когда мы едва устояли на ногах от удара, который нанес нам грех другого человека.

Еще одно препятствие, не дающее нам ясно видеть себя, – это наши устремления. Если нам кажется неразумным просить Бога испытать нас, когда кто-то поступил с нами несправедливо, тогда тем более ненужным кажется призывать Бога, когда события развиваются в нашу пользу. Какой смысл начинать энергичную программу спортивных упражнений, если мы не жалуемся на здоровье, да и марафон бежать не собираемся? Никто не обращается в больницу с просьбой об операции, если нет никаких симптомов заболевания.

Большинство людей хотят, чтобы наше существование было удобным: все мы спим на кровати, а не на полу. Нет ничего плохого в том, чтобы создавать себе комфорт и наслаждаться им, если только он не становится нашей первоочередной заботой. А для многих из нас – вероятно, даже для большинства – он стоит на первом месте. Если у нас недостаточно сил и желания разрешать трудные жизненные вопросы, которые возникают, когда мы подходим к себе с мерками святой любви, тогда нашей конечной целью становится не преображение во Христе, но удобство в этом мире.

Моя собственная жизнь предоставляет мне неплохие удобства, многие из которых я создал своими руками. Я не вижу ничего дурного в том, что человек разогревает себе булочку перед тем, как ее съесть. Но я зачастую замечаю в себе пугающую способность успокаиваться в стремлении к Богу, когда моя жизнь протекает без помех. Иногда мне кажется, что у меня уже есть то, что я хочу, – но это не полнота и богатство Богообщения, а крепкая семья, прекрасные друзья, любимая работа, приличное здоровье, соответствующий счет в банке и удобный дом. И хотя мне неприятно это осознавать, но умиротворенная расслабленность, которую я временами ощущаю, является, скорее, следствием временного благодушия, зависящего от сиюминутного удовольствия, чем плодом моего покоя в деле и обетовании Христа.

Благодушие и покой – это разные вещи. Покой освобождает нас от беспокойного стремления жить по правилам, но он не лишает нас страстного желания лучше и ближе узнать Христа, даже когда жизнь кажется безоблачной. Покой, приносимый Иисусом, влечет нас к большему познанию Того, Кто дает его нам, и возбуждает страстное желание, чтобы и другие испытали то же самое.

Христианин, который осознает греховность самого своего сердца, а не просто внешний грех и внутреннюю боль, который дорожит чудом познания Божия, потому что вкусил Его благость, будет просить Господа испытать его, какими бы благоприятными ни были жизненные обстоятельства. Ни греховность других людей, ни собственный комфорт не ослабят желания возрастающего христианина больше узнать о себе самом для того, чтобы удалить все препятствия на пути к большему познанию Бога.

Боль, причиненная совершенным против нас грехом, делает чем-то нелепым и неразумным необходимость взглянуть на собственные прегрешения. А наслаждение приятной жизнью тем более не дает никакого толчка для такого шага. Чаще всего именно страдание и удовольствие нередко удерживают нас от многих довольно болезненных попыток осознать, что нашим поведением движет желание защитить себя. В результате мы не часто просим Духа Божьего испытать нас во всей полноте. Однако те, кто внимательно слушает, могут услышать Его обличающий голос. Я полагаю, Дух Божий всегда может донести до нас то, что Господь хочет сказать. Если мы не слышим, что Он говорит, то лишь потому, что не обращаем внимания. Порой нам удается услышать (или мы думаем, что слышим) Его голос, если Он советует нам, на какую работу устроиться или какую церковь посещать, но мы становимся на редкость туги на ухо, когда дело касается того, насколько греховно наше поведение по отношению к окружающими нас людям.

Поскольку голос Духа иногда искажается, проходя через защитные фильтры нашего ума, мы нуждаемся в том, чтобы нам более объективно, более конкретно помогли распознать наши требовательные наклонности, мы нуждаемся в такой помощи, которой нам было бы нелегко пренебречь. Слово Божие предоставляет нам подобную возможность. А люди Божьи, которые ведут себя должным образом, обеспечивают обратную связь, оставить которую без внимания способен разве что человек высокомерный. Итак, давайте рассмотрим разоблачительное действие Священного Писания.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.