Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ЧАСТЬ IV

«Что нам делать с тем,
что творится в нашей душе?»

ИЗМЕНЯЯСЬ ИЗНУТРИ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Для тех, кто хочет добиться перемен в собственной душе, важнейшим вопросом является наиболее очевидный: «Что же, собственно, не так?». Что такое происходит у нас внутри, что ввергает человека в пучину тревоги, подавленности, враждебности, одиночества и множества других забот, мешающих спокойно жить? Быть может, в глубинах нашего обманчивого сердца таится нечто такое, что находится за пределами досягаемости всех наших самых искренних стремлений следовать за Христом и решимости жить как должно? Венчаются ли успехом усилия душепопечителей разрешить основную проблему каждого человека, без устранения которой никакой внутренней перемены произойти не может?

Проблемы окружают нас со всех сторон: родители-одиночки, пытающиеся быть своему ребенку одновременно и отцом, и матерью; жены, тихо увядающие в браке, сносящие холодность и безразличие мужей; мужчины, всю жизнь борющиеся с соблазнами и искушениями; подростки, снедаемые злобой и обидой на родителей, которых на самом деле любят.

Иной раз нам кажется, что в человеческой жизни слишком много страданий. У каждого есть что порассказать. Порой, когда мне кажется, что силы мои на пределе, что я дошел до последней черты, мой лучший друг вдруг поверяет мне свои беды, о существовании которых я даже не подозревал. И вот тогда мое и так уже изрядно потрепанное благодушие окончательно рассыпается в прах, и уста мои исторгают отчаянный вопль о том, чтобы Господь сделал что-нибудь и не оставался безучастным.

Возможно, такое мировосприятие сформировалось у меня под влиянием моей профессии, а потому не является адекватным, подобно тому, как врач, ежедневно имеющий дело с раковыми больными, забывает, что на свете есть и здоровые люди. Однако, когда мне предоставляется возможность поговорить по душам с моими «здоровыми» друзьями, я каждый раз обнаруживаю, что либо их жизнь не такая уж ладная, какой кажется, либо они просто стараются сохранить хорошую мину при плохой игре, отказываясь от самопознания и от серьезных, близких отношений с людьми.

Христиане всегда должны помнить, что все мы живем в падшем мире. Эта истина имеет и скрытые смыслы, знать о которых необходимо. Действительно, в этом мире все не так, как должно быть. Поэтому, более пристально и честно всмотревшись в собственную жизнь и жизнь окружающих нас людей, мы неизбежно откроем для себя существование множества серьезных проблем.

Наглей реакцией на весь этот ужас не должны быть ни отчаяние, ни бегство от действительности, ни цинизм, ни апатия, ни тщетная погоня за благополучием. Мы ни в коем случае не должны сдаваться, не должны признавать свое поражение и доживать свой век в унынии. Не поможет нам и уход в надменные великосветские беседы с другими «просвещенными», которые «лучше знают» что делать. Не удастся нам отвлечься от приносящей разочарования действительности и при помощи телевизора или бурной деятельности, приятных знакомств или религии, дающей чувство удовлетворения. Наша задача – вооружившись истиной, которая способна круто изменить жизнь любого человека, стойко переносить все те неутешительные обстоятельства, которые жизнь уготовила для нас и для окружающих нас людей.

Но в этом-то и заключается основная сложность. Истина, которую мы приняли, и принципы, которым мы пытаемся следовать, похоже, многих людей совсем не изменяют. Возможно, они лишь поддерживают нас на плаву, но не дают нам той глубокой жизненной силы, которая была бы привлекательна и для других. Порой нам удается немного переделать себя и произвести впечатление людей, живущих для Бога, но сами-то мы знаем, что в глубине нашей души таится нечто, весьма отличное от того, что должно быть там согласно Библии. Чего-то нам не хватает. Что-то в нас не так. Мы в этом твердо уверены. Мы напоминаем некоего пациента, который тщательно следует указаниям врача, но продолжает ощущать боль, из-за которой, собственно, и обратился к специалисту. Он справедливо обеспокоен тем, что, судя по всему, предписанные лекарства от его болезни не помогают.

Если мы хотим, чтобы взгляд внутрь себя пошел нам на пользу, прежде всего нам необходимо четко определить нашу главную проблему, которая нуждается в разрешении. В чем она заключается? Что это за грязь внутри чаши и блюда, которую нужно обнаружить и удалить? Что это – наш характер? Недостаток самообладания? Болезненные воспоминания детства? Неискренняя вера? Неуверенность в себе? Психическое заболевание? Необузданный темперамент? Жалость к самому себе? Постыдное незнание Библии? Лень? Критический настрой? Неизбывная греховность? Суета? На что нам обратить внимание, если мы хотим коренным образом измениться и постоянно, до самой смерти находиться в этом непрерывном процессе совершенствования? С чего начать, с какой проблемой разобраться, чтобы в нашей душе произошла перемена?

Только четко обозначив задачу, мы сможем тщательно продумать ее возможное разрешение. Чем полнее мы осознаем уродство греха, тем прекраснее становится для нас жертва Христова. В заключительном разделе этой книги сделана попытка, во-первых, установить проблему (глава 10), а затем указать путь к реальной перемене (главы 11 и 12).

ЛИЦОМ К ЛИЦУ С НАШИМ ГРЕХОМ

Перед тем как завести разговор о том, что именно нуждается в перемене и каким образом эта глубокая перемена может произойти, я бы хотел поделиться с вами кое-какими предварительными соображениями. Во-первых, некоторые читатели могут уже к этому времени почувствовать легкое нетерпение. «Ну ладно, я признаю, что не имею всего того, чего хочу: мои глубинные потребности не удовлетворены. И я вижу, что порой я действительно стараюсь во что бы то ни стало почувствовать себя лучше – как я догадываюсь, это проявление самозащиты. Но мне по-прежнему непонятно, что же, по-вашему, нужно делать, чтобы преодолеть все эти проблемы».

Я подозреваю, что многие недоумевают, когда же, наконец, я сверну свои отвлеченные рассуждения и перейду к чему-нибудь более практическому. Позвольте возразить: в том, чтобы вникнуть в нашу боль и распознать наш грех, нет ничего отвлеченного. Люди, которые спрашивают: «Так что же мне теперь делать?» – честно говоря, так и не взглянули правде в глаза, так и не осознали глубину своего разочарования. Возможно, они признают, что в жизни им досталось немало шишек, но в то же время они – часто на чисто подсознательном уровне – изо всех сил стараются заглушить чувства печали, стоически перенося все испытания и надеясь на лучшее.

Я сильно сомневаюсь, чтобы эти нетерпеливые, практичные люди имели приводящее их в ужас сознание собственного греха. Ложь, прелюбодеяние, компромисс в богословских спорах – вот грехи, которые их беспокоят, грехи, в которых они (и это так приятно осознавать!) неповинны. Самозащита – это тот грех, о котором они даже не задумываются. А если и всмотрятся в него повнимательней, то он наверняка покажется им вполне обоснованным. Очень немногие люди вообще замечают, как это отвратительно – не любить, особенно когда их собственная неспособность любить не бросается в глаза.

Пытаясь проследить и исследовать процесс изменений нашей души, мы должны четко осознавать, что глубокая перемена происходит не столько из-за того, какие действия мы предпринимаем, сколько из-за нашей готовности встретиться лицом к лицу с реалиями внутренней жизни. Личная целостность, решимость никогда ни в чем не притворяться – вот необходимые условия для духовной перемены.

Подобное решение редко бывает в почете. Когда глубина нашего разочарования подталкивает нас к гнетущей печали, которая замещает гнев болью, когда мы ощущаем всем своим существом, как отчаянно мы жаждем, чтобы отец был все время рядом, а мать заботилась о нас, не подавляя, это способно поколебать нас до самого основания. И именно такая боль, я уверен, и служит отправной точкой для настоящей внутренней перемены. Лишь до конца осознав весь ужас своего положения, всю безнадежность нашего отчаянного стремления к тому, чего никто и никогда не сможет нам дать, мы понимаем, как тщетны наши требования к людям, чтобы они непременно утолили нашу жажду. Только тогда мы обращаемся к Богу в смирении, с сокрушенным духом и с признанием своей зависимости от Него.

У всех нас в жизни происходило такое, о чем мы не любим вспоминать: например, неприятности с родителями, что само по себе достаточно тривиально, если только это не были случаи какого-то особо жестокого обращения с нами. Иногда нам кажется, что отмахнуться от былой боли – единственно верный шаг, однако сосуды яростного гнева остаются незамеченными в нашей душе. Отрицать, что нам хочется есть после того, как несколько дней мы провели без пищи, и что нас переполняет гнев на людей, которые имели возможность накормить нас, но не сделали это, – не является признаком духовной зрелости. Христиане, умирающие от недоедания, испытывают те же ощущения, что и голодающие язычники. Нет ничего зазорного в том, чтобы признаться, что мы голодны, и для любого человека вполне естественно постараться найти себе пропитание. Но признаться, что голоден, а затем искать пищи, чтобы отдать ее тем, кто ранее не поделился с вами, – это не естественно, это по-христиански. И мы не способны поступать таким образом без страстной уверенности в Хлебе, сошедшем с Небес, Который подкрепляет нас манной, а позднее обещает великий пир.

Когда мы признаёмся самим себе в том, что в глубине души мы разочарованы во всех и вся, тогда мы начинаем сознавать уродство и несостоятельность того, что ранее казалось вполне разумным. Когда мы понимаем, как отчаянно жаждем, чтобы хоть кто-нибудь отнесся к нам с участием и состраданием, тогда – но, увы, никак не раньше – мы видим, как мы отчаянно пытаемся получить желаемое или защитить себя от еще большего разочарования.

Столь малоприятное открытие приводит человека к обличающему признанию греха самозащиты, что может послужить той необходимой основой, на которой может произойти истинная перемена. Нетерпеливое желание получить конкретный «практический» совет по поводу того, как решать житейские проблемы, часто отражает наше стремление избежать той боли, которую может причинить взгляд внутрь себя. Если нам не удастся перебороть свой страх, тогда единственное, на что мы можем рассчитывать, – это, от силы, на чисто внешнюю, поверхностную перемену. Чаще всего подобные советы врачуют раны народа Божьего «легкомысленно» (Иеремия 6:14).



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.