Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ПОСТИГАЯ ТАЙНУ

При размышлении о том, каким образом можно добиться глубокой перемены в душе, мы должны осознать еще одну важную мысль: дело в том, что процесс изменения всегда будет оставаться для нас загадкой. Рассуждая об изменении души, я испытываю настойчивое желание говорить более о том, что меня смущает, нежели о том, что, по моему мнению, мне понятно. Однако если бы я поддался этому искушению, моя книга оказалась бы невероятно длинной, возможно, даже в нескольких томах. Так что я, пожалуй, остановлюсь все-таки на том, что мне кажется более-менее ясным, чтобы не затягивать обсуждение. Люди, ратующие за перемену, которая «явится прорывом в нашем знании и непременно перевернет всю вашу жизнь» (или наладит ваш брак, или зажжет искру любви в ваших детях, или вытеснит разочарование ободрением – нужное подчеркнуть), заставляют меня вспоминать слова Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Коринфянам 8:12). Истинное знание производит в людях смирение, которое делает нас открытыми для дальнейших размышлений.

Я не хочу, чтобы у читателя создалось впечатление, будто я говорю: «Взгляните, вот ответ, которого вы так долго ждали. Забудьте все, что вам говорил ваш проповедник или душепопечитель. Вот – настоящее христианство! Вот – библейский путь к перемене». Не спорю, я думаю, у меня есть что сказать, иначе я не писал бы этой книги. Я убежден, что мое представление об этом изменении основано на Писании и может оказаться весьма полезным. Я искренне хочу поделиться с вами своими соображениями, но должен сразу предупредить, что даже самый наглядный пример (данная книга, впрочем, не претендует на то, что она непременно является таковым) не сможет полностью рассеять тайны.

Настаивать на том, чтобы все наши теории мы оценивали по тому, насколько они соответствуют основным идеям Библии, весьма правильно, однако даже здесь могут возникнуть некоторые затруднения. Дело в том, что большинство консервативных специалистов и исследователей Священного Писания никак не могут прийти к единому мнению ни по одному богословскому вопросу, за исключением, пожалуй, нескольких ключевых доктрин, и это обстоятельство не позволяет мне безапелляционно утверждать, какая именно точка зрения на духовную перемену является библейской, а какая – нет. И все же измышления некоторых людей с первого же взгляда кажутся мне мелкими и несерьезными. Другие стараются проанализировать и выяснить, что изменило их собственную жизнь, и считают это обязательным для всех остальных. Таким образом они подменяют авторитет Писания личным опытом. Третьи вырабатывают некую модель или образец поведения, который соответствует их собственному характеру. Так, активные и энергичные люди, привыкшие, сжав зубы, преодолевать любые препятствия, предпочитают придерживаться такой теории, которая насильно заставляет человека становиться другим. Тихих и спокойных людей привлекает концепция, которая во главу угла ставит сочувствие и участие со стороны окружающих, без чего, по их мнению, духовный рост невозможен.

При изучении различных моделей и теорий для меня главным является вопрос: производят ли они в человеке христоподобный характер или христоподобное поведение? Поддерживают ли они необходимость послушания и доверия, чтобы мы могли получить ощущение реальности, смирения и более глубокого чувства жизни? Или, быть может, они лишь придают человеку облик христианина, который соответствует человеческим представлениям о том, каким должен быть истинный верующий, не придавая ему той могучей и освобождающей жизненной силы, которая и пугает, и привлекает людей со стороны?

Я встречал множество людей, с жаром заявляющих, что их жизнь перевернул какой-то семинар, или определенная церковь, или их душепопечитель, но зачастую они напоминали мне кукол из музея восковых фигур. Они выглядят как живые, но не дышат. Вам кажется, что они вот-вот зашевелятся, но они не трогаются с места. Это не те люди, которых вы хотели бы видеть рядом, когда вы в беде или страдаете от жестокой боли. Их слова поддержки всегда к месту и произносятся из добрых побуждений, но они не достигают цели. Вы никогда не чувствуете облегчения после разговора с ними – возможно, им удалось немного развеселить или наставить вас, но у них не получается вдохнуть в вас новые жизненные силы.

Зародить в собственной душе искру жизни – вот задача, стоящая перед нами, но это и тайна. Различные методики и приемы, теории и формулы, строгая самодисциплина, глубокие богословские знания и твердая решимость, даже все вместе взятые, – это еще не настоящая жизнь. Светильник, освещающий нашу стезю, дает достаточно света для следующего шага, но то, что лежит у нас впереди, сбоку и сзади остается во тьме. Внутренняя перемена, как ни крути, всегда будет делом рук Божьих и поэтому навсегда останется для нас тайной. Если мы не будем об этом забывать, мы сможем более реалистично относиться ко всякому учению о перемене в человеческой душе, а также сохранять благоговение перед Богом, Чьи пути неизмеримо выше наших.

ЭТО ПРОЦЕСС

Третье, что я хотел бы сказать о перемене изнутри, так это напомнить вам, что это процесс. В отличие от хирургической операции, когда врач может просто удалить пораженный участок ткани и выписать нас домой целыми и невредимыми, внутренняя перемена – это долгий, подчас мучительный процесс, который длится всю жизнь. Поэтому не стоит удивляться, когда мы или кто-нибудь другой поступаем по-греховному незрело.

Зачастую мы думаем, что наше бурное обращение или пара минут искреннего, самозабвенного поклонения изменят нашу жизнь навсегда. Поэтому когда мы вновь и вновь впадаем в столь знакомое нам состояние скуки, тревоги или нетерпения, то очень скоро превращаемся в глубоко разочарованных людей. Неужели нам так и не суждено измениться? Мы должны отринуть благодушие, которое не понимает серьезности греха, и обрести утешение, которое позволит нам стремиться вперед, несмотря на неудачи, ибо оно есть наследие Креста. Жертвенная смерть Иисуса дает нам способность видеть в себе нашу живучую греховность. В человеке всегда есть что-то, что необходимо исправить.

Наверное, я так хотел написать эту книгу потому, что и сам порой ощущаю себя так, будто я нисколько не изменился. Как же все то, о чем я говорил на этих страницах, повлияло на мою собственную жизнь? Не раз я откладывал ручку, чувствуя, что не вправе учить других. Однако смею думать, что некоторый прогресс в моей жизни все-таки очевиден. Иной раз я просто поражаюсь, насколько явственно я вижу Божью руку в моем сердце. Но бывают и такие времена, что, если бы не мое понимание того, что спасение есть дар Божий, я мог бы весьма усомниться в своем духовном благополучии.

Процесс изменения можно уподобить пешему переходу через всю страну. Каждый шаг – это прогресс, но впереди еще лежит долгий путь. Главное – радоваться тому, как много вы уже прошли, и не позволять гордыне ослабить вашу решимость продолжать путь. Трезвая оценка расстояния, которое предстоит пройти, способна излечить от тщеславия даже самого прогрессивного святого.

По мере того как мы будем более подробно разбирать то, как можно добиться столь желаемой перемены, давайте будем помнить следующие моменты. Во-первых, осознание всего того, что кроется внутри нас, важнее, чем наставления и советы о том, как нужно верить и как поступать. Во-вторых, процесс настоящей перемены невозможно полностью объяснить и понять: деяния Божьего Духа не могут быть разложены по полочкам. Не стоит настаивать ни на правильности нашего понимания сути происходящего в нашей душе, ни на исчерпанности наших оценок и замечаний. В-третьих, не следует забывать, что полностью изменившихся людей не бывает. Для нас большим утешением послужит мысль, что каждому человеку есть куда расти. Даже Павел, когда говорил о том духовном богатстве, что даровал ему Христос, признавал: «Я не почитаю себя достигшим» (Филиппийцам 3:13).

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Представьте себе то затруднительное положение, в котором оказалась одна женщина. Муж у нее – слабый и равнодушный человек. В душе у нее пустота; там нет ничего, кроме хронической обиды на супруга. Когда он проявляет к ней некоторое подобие заботы и ласки, что, впрочем, бывает нечасто, или же требует от нее интимной близости, она не находит в себе ни капли ответного чувства. Усилия объясниться обычно заканчиваются еще большим непониманием и отчужденностью. Советы «растормошить его», или «высказать все, что ты о нем думаешь», или «смириться и во всем положиться на Бога» кажутся бессмысленными. Она в отчаянии. Она несчастна как женщина. Ей становится все труднее отмахнуться от чувства подавленности, отвлечься и заняться делом. Ситуация осложняется сдержанными, но весьма настойчивыми ухаживаниями со стороны сослуживца мужа. И хотя она христианка, желающая жить по библейским нормам, ее пугает растущее влечение к этому человеку.

Обдумав эту дилемму, она выделила три вида проблем. Первое – проблемы в ее личной жизни. Прежде всего, это слабосильный муж. Если бы он проявил себя наконец настоящим мужчиной и стал бы относиться к ней с большей любовью и теплотой, это могло бы возродить их отношения. Второе – боль в ее сердце. Она осознает свою ярость, разочарование, внутреннюю опустошенность и чувство вины и за неприязнь к мужу, и за увлечение другим человеком. Третье – это греховность ее поведения. Она знает, что ее холодность и отчужденность только усугубляют положение. И она изо всех сил борется с искушением отдаться чувству к другому мужчине, которого находит более привлекательным и желанным.

Напряженность ее положения придает ей решимости во что бы то ни стало изменить эту двусмысленную ситуацию. Ей очень плохо, она чувствует, что близка к нравственному падению. Она хочет сделать все, что в ее силах, чтобы исправить положение вещей. Разделив свои проблемы на три вида, она решает одним махом убить всех зайцев.

Она обращается к своему пастору, прося его поговорить с мужем. Они договариваются вместе молиться, чтобы Господь убедил его в ответственности крепко любить ее, как подобает супругу. Вмешательство человека со стороны и молитва нацелены на то, чтобы решить проблемы в ее личной жизни. Это первое. Далее она составляет график встреч с профессиональным психоаналитиком, чтобы «проработать» хаос своих чувств и эмоций, которые грозят сломить ее. Она надеется, что консультации у специалиста помогут ей разобраться с болью в сердце. И наконец, и у пастора, и у душепопечителя она ищет совета, как лучше всего вести себя с мужем. Она хочет следовать библейской заповеди и быть покорной женой, но не знает, как ей поступать в определенных обстоятельствах. Она размышляет над своими супружескими обязанностями и старается больше времени проводить за чтением Библии и на церковных мероприятиях, чтобы укрепляться против греха в своем поведении.

Проходят месяцы. Она начинает лучше разбираться в причинах своих трудностей. Психолог помог ей понять, что ее отец всегда был слабым и пассивным человеком, как и ее муж. Степень ее раздражения в настоящем соответственно отражает досаду, не нашедшую выхода в прошлом. Теперь ей становятся ясны многие из ее внутренних реакций, но она по-прежнему страдает. При поддержке обоих – и пастора, и душепопечителя – она решает взять свою жизнь в свои руки, а не отдаваться разъедающей душу горечи и обиде. Она устраивается на полставки на работу, записывается в спортивную секцию, вызывается заниматься с детьми во время молодежных церковных собраний.

Ни пастору, ни душепопечителю, однако, так и не удалось повлиять на ее супруга. Он продолжает быть любезным, но совершенно безучастным, а она продолжает страдать по поводу своего неудачного замужества. Бедная женщина изо всех сил старается быть приветливой и мириться с его запросами и желаниями. Его же реакция на ее доброту – укрепившаяся уверенность, что все вернулось на круги своя. Это приводит ее в исступление, но она старается держать себя в руках и уповать на Господа, продолжая проявлять о муже заботу. Ей по-прежнему очень нравится его коллега, и каждый день она сдерживается, чтобы не выдать себя неосторожным поступком или словом.

Во многих христианских кругах подобный исход дела, принимая во внимание отказ мужа измениться, сочли бы весьма сносным. Некоторые, возможно, поставили бы под сомнение эффективность ее походов к душепопечителю, полагая, что истинной причиной всех этих перемен послужили ее старания быть добрее к мужу и участие в различных, в том числе церковных, мероприятиях. Но большинство, конечно бы, очень порадовались за ее обновленную решимость служить Господу. Эта решимость, как сказали бы многие, свидетельствует о том, что ее сердца коснулась рука Божья.

Но сердце, увы, лукаво. Чтобы иметь «правое сердце», мы должны понимать и преодолевать его способность к подспудному, тайному греху. Вдобавок к проблемам в нашей личной жизни, боли в сердце и греховному поведению мы должны уметь распознавать еще один, четвертый, тип проблемы: грех в нашем сердце.

В этом мире мы одновременно и жертвы, и палачи. Будучи жаждущими людьми, испытывая потребность в том, чего этот мир не может нам дать, мы все в своей жизни сталкиваемся с разочарованием. Нас обижают. Мы становимся жертвами каждый раз, когда против нас согрешают или когда мы безвинно страдаем. Но мы превращаемся в палачей, когда начинаем решать свои жизненные трудности по собственному усмотрению. Поскольку мы исполнены глупой уверенности, что действуем себе во благо, мы перестаем уповать на Бога и доверять Ему наши потребности, поэтому у нас не остается ни времени, ни сил для глубокой любви к другим людям.

Мы – разочарованные жертвы и преступные палачи. Против нас грешили, и эти чужие грехи продолжают причинять нам боль. Но мы тоже грешим и продолжаем прилагать усилия для сохранения своей жизни с помощью защитных приемов и соответствующих стилей общения. Разочарование, от которого мы страдаем, причиняет нам проблемы в личной жизни, которые в свою очередь вызывают боль в нашем сердце. А вся наша порочность проявляется тогда, когда мы грешим в своем поведении вследствие греха в нашем сердце.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.