Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

ГЛУБИННАЯ ПЕРЕМЕНА

Вероятно, самый трудный вопрос во всем этом обсуждении возможности внутренней перемены таков: насколько глубоко в душу нам следует заглянуть? Признавая саму необходимость взгляда внутрь себя, мы должны быть готовы, что перед нами разверзнется темная и мрачная пещера со множеством лабиринтов и ходов, бесконечно плутающих и ведущих в неизведанное.

Всегда перед нами будет что-то, чего мы еще не видели: потаенные чувства, которые, пока мы их не раскопали, никогда не тревожили наше сердце; превратные намерения, которые, пока мы не выявили их, никоим образом не нарушали размеренного и спокойного течения нашей жизни; болезненное чувство печали, которое превращает прекрасное утро в длинный сумрачный день. Можно провести всю жизнь, исследуя закоулки своей души, и никогда не выбраться оттуда наружу, к свету.

Хотя взгляд вовнутрь может быть угнетающим – и, наверное, он и должен быть таким, если мы хотим, чтобы направление нашей жизни действительно изменилось, – однако нельзя допустить, чтобы это было просто блужданием во мраке. Мы – чада света, и даже в кромешной тьме мы знаем, куда направляемся. У нас есть светильник, который всегда освещает нам дорогу, и надежда, которая не дает нам остановиться, даже когда нам кажется, что огонь вот-вот угаснет. Христиане не должны быть безрадостными и несчастными, полными смятения и нездорового отчаяния. А именно это и происходит с нами, когда мы воспринимаем духовное возрастание как неугасимое стремление к дальнейшему осознанию всего того, что таится внутри нас.

Мы не должны путать тяжелую, гнетущую депрессию с глубинами духовности, которые дают нам свободу действовать независимо от переполняющей нас печали. Духовность поддерживает нас в нашем стремлении к общению с людьми, к большему участию в их жизни, даже когда сами мы испытываем на данный момент чувство жестокого разочарования. Зрелость отношений с Христом отражается в способности человека слышать шепот поддержки и ободрения в минуту, когда на его плечи наваливаются несчастья. И даже когда мы действительно расстраиваемся, начинаем хмуриться или сердиться, присущее зрелому человеку понимание сути вещей не позволяет нам забыть о том, что мы были созданы для того, чтобы любить, невзирая на обстоятельства.

Основная цель столь смелого шага, как попытки заглянуть внутрь собственной души, – попробовать достичь именно такого уровня духовности. Чем сильнее мы ощущаем нашу жажду, тем более страстно мы стремимся к воде. И чем более искренне мы признаем, что в поисках живительной влаги занимаемся рытьем своих личных колодцев, тем глубже мы сможем покаяться в своей чрезмерной уверенности в собственных силах и сможем обратиться к Богу с доверием и смирением. По мере того как мы учимся жить, понимая, что глубочайшие заботы нашей души находятся в хороших руках, стыд, который мы испытываем из-за собственной ничтожности, и ужас перед тем, что однажды нас разоблачат и отвергнут, теряют свою власть над нами и нашими поступками. Внутренняя перемена заключается в постепенном переходе от общения с позиций самозащиты к общению с позиций любви. Чтобы выдержать этот переход, мы должны прочувствовать свое разочарование и постараться достойно воспринять грех в нашем сердце, который толкает нас на путь самозащиты.

Но насколько серьезно нам следует углубляться в себя? Должны ли мы проводить часы, возможно, годы, размышляя над тем, как отчаянно грешили против нас люди, пока в нас не иссякнут все наши болезненные воспоминания? Нужно ли нам искать некое новое понимание себя, исследуя каждую нашу мечту, каждую оговорку, каждое чувство? Стоит ли нам обдумывать каждое произносимое слово, чтобы попробовать выявить, не осталось ли в нас где-нибудь хоть крупинки самозащиты? Такой взгляд внутрь себя со временем становится смешон и даже вреден. И все же он необходим. Рискован, но необходим, если мы не собираемся останавливаться на чисто внешней, поверхностной перемене, но желаем измениться изнутри. Что нужно знать и понимать о себе и о Боге, чтобы суметь измениться? Что мы должны увидеть внутри себя, чтобы в нас произошла перемена на самом глубоком уровне?

Перемены в христианской жизни происходят постепенно. Мы переходим от изменения сознательно избранного нами пути к изменению нашего подхода к взаимоотношениям с людьми, а затем к изменению наклонностей самого нашего естества. Каждая перемена представляет собой дело рук Божьих и, следовательно, хороша. Назвать первый тип изменений, происходящих в нашей жизни, неглубоким означало бы незаслуженно принизить его. Но если мы останавливаемся на нем или задерживаемся на втором, это свидетельствует о нашем непонимании имеющихся у нас возможностей стремления к познанию Бога. Как правило, все происходит постепенно: новообращенные меняют направление избранного ими однажды пути; растущие верующие учатся любить, отказываясь от приемов самозащиты, а зрелые христиане начинают понимать значение слов апостола Павла «Для меня жизнь – Христос» по мере того, как у них преображается самое их естество и они устремляются к Господу. Какую же роль в этом движении от одной стадии духовного возрастания к другой играет взгляд внутрь себя? Что требуется от человека для того, чтобы измениться глубоко в душе?

ИЗМЕНЕНИЕ ИЗБРАННОГО НАМИ ПУТИ

Я преподаю в семинарии, и у меня есть возможность видеть, как Господь меняет жизни многих молодых людей. Сейчас мне вспоминается один студент, который недавно поведал своим товарищам и преподавателям о том, как пришел к вере. Он рассказывал о той, мирской жизни, когда все его существование вращалась вокруг рок-музыки, девушек и развлечений. Благодаря удивительному стечению обстоятельств, которые, несомненно, произошли по воле Божьей, этот молодой рок-музыкант обратился к Христу. И первое, что он сделал, он изменил свой образ жизни.

Рок-группа, в которой играл этот юноша, как раз собиралась переходить от выступлений в местных барах к более солидным клубам. Будущее сулило славу и неплохие деньги, но он ушел оттуда, ибо решил, что Господь хочет, чтобы он посвятил себя христианскому служению, и поэтому снова поступил в колледж, на этот раз в христианский, с намерением продолжить учебу в семинарии. Пока этот молодой человек рассказывал нам свою историю, он был весьма взволнован той резкой переменой своего жизненного пути, которую сотворил для него Бог. И это замечательно. Мы вместе с ним порадовались его обращению и столь искренней преданности Господу.

Из рок-группы – в семинарский класс: вот это перемена! Но все же вряд ли она затронула более важные стороны его души. И хотя он теперь шел по совершенно новой, отличной от прежней, дороге, ему еще многое предстояло изменить в своей жизни. Все произошедшее с ним являет нам чудное дело рук Божьих, но это только начало великих перемен, возможных в человеческой жизни.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ С ЛЮДЬМИ

То, что произошло в жизни этого студента, можно сравнить с историей о блудном сыне, который кается в своем грехе и возвращается к отцу. Его отход от безнравственности и возврат к нормальным семейным отношениям прекрасны, но теперь ему предстоит заняться своим внутренним миром и своей семьей и разобраться, из-за чего провалились его прежние попытки любить отца. Впереди его ждет тяжелая работа.

Изменение жизненного пути, который ранее мы избрали вполне сознательно, требует от нас осознания нескольких основных истин, которые нам следует принять к сведению и которым необходимо подчиниться. И тот студент семинарии, и раскаявшийся сын поняли, наконец, что согрешили и что возмездие за грех – смерть, что дар Божий, жизнь вечную, можно только с благодарностью принять, но нельзя заслужить; что христиане куплены дорогой ценой; что грех – это пощечина нашему Отцу, которую Он не будет равнодушно терпеть, и что все мы призваны жить святой и непорочной жизнью служения Господу.

То, что в мире еще находятся люди, готовые уверовать в эти истины, – уже само по себе является чудом Божьей благодати. В своем стремлении как можно глубже проникнуть в себя не стоит этого недооценивать. Как, впрочем, не стоит останавливаться на достигнутом и замедлять свое духовное развитие. Нам предстоит еще многое узнать о грехе и о Боге, и о том, как устремлять к Нему наши жизни. Если мы не будем упорно стремиться к большему, тогда то хорошее, что в нас есть, прокиснет, как забытое на столе молоко. Если этот ревностный семинарист проживет следующие тридцать лет, не обращая внимания на то, что происходит у него внутри, то сердце его покроется твердой скорлупой самозащиты и все его существование будет являть собой просто кимвал звучащий. Подобно множеству закаленных годами ветеранов, он будет преданно нести людям Евангелие, но достучится до очень немногих сердец.

Чтобы успешнее взаимодействовать с людьми, мы должны изменить наш подход к общению с ними. Мы должны оставить все свои защитные маневры и вооружиться искренним участием к нашим ближним, которое не может остаться незамеченным. Но это возможно только через покаяние. Чтобы подлинно покаяться во всех своих ухищрениях, которыми мы разрушаем любовь, мы должны прежде всего разобраться, в чем они проявляются. Мы не признаем самозащитных шаблонов общения греховными преступлениями против любви, пока не разглядим разочарования в собственной душе, которое мы поклялись никогда больше не испытывать.

Когда молодой пастор, только что закончивший семинарию, готовит свои проповеди, посещает прихожан и вообще делает все, что в его силах, для поддержания единства и целостности церкви, у него может совсем не оставаться времени на то, чтобы поразмыслить над болью в собственной душе, которую причиняет ему этот падший мир. И когда вдруг приходит осознание этой боли, спровоцированное, например, каким-нибудь ворчливым старейшиной, который постоянно придирается к проделанной им работе, – тогда решимость молодого пастора никогда и ни при каких обстоятельствах не впадать в отчаяние может подспудно управлять его реакцией на этого человека. Он может просто отказаться иметь с ним дело, может поступиться тем, во что верует, лишь бы сохранить мир и покой, а может, наоборот, занять твердую позицию и попытаться поспорить с недовольными. И при этом он даже не заподозрит, что на самом деле его действиями движут дух требовательности и желание защитить себя.

Без осознания своего внутреннего разочарования и боли, заставляющей мечтать об облегчении, и без понимания тех едва заметных уловок, которыми он поддерживает свое желание этого облегчения, пастор может усвоить такую манеру общения, которая со временем либо ожесточит его и приведет к отчужденной холодности и непоколебимому правоверию, либо, наоборот, превратит его в слабого, бесхарактерного приспособленца. И в том, и в другом случае человек, круто повернувший свою жизнь от исполнения рок-музыки к проповеди Евангелия, может в конечном итоге выработать в себе такой подход к взаимоотношениям с людьми, который будет начисто лишен какой-либо притягательности и жизненной силы. Чтобы стать человеком, крепким и сильным в общении, ему необходимо обратить взгляд внутрь своей души.

Когда мы делаем выбор в пользу честности и открытости, взгляд внутрь себя обнажит ранее скрытое от глаза разочарование, способное вызвать в нас пугающую своей силой ярость, которую мы готовы обрушить на головы тех, кто причиняет нам боль. Когда мы признаём, что испытываем горечь от разочарования и злобу из-за предательства близкого человека, тогда мы видим, что наша манера общения сложилась под влиянием нашего упрямого стремления избежать страданий, а также, во многих случаях, от боязни показать свой гнев. Если нам удается распознать, в чем выражается защитная реакция в нашем поведении, значит, взгляд внутрь себя выполнил свое предназначение: он сделал возможным более глубокое покаяние. До тех пор пока мы не достигнем этой точки, покаяние для нас будет заключаться в простом признании своего проступка с последующими вымученными усилиями впредь вести себя получше. Когда мы, наконец, распознаем свою неудовлетворенную жажду и все свои самозащитные повадки, покаяние ознаменуется существенным сдвигом в нашем понимании того, как нам следует жить и что мы делаем не так. До тех пор пока взгляд в глубины собственной души не откроет нашему взору эти две составляющие, мы не сможем изменить ни нашего избранного ранее пути, ни нашего подхода к взаимоотношениям с людьми.

Предположим, что наш студент-семинарист осознаёт, что по мере того как близится время завершения его богословской подготовки и принятия церковного сана, он начинает нервничать. Он замечает, что эта нервозность порой сменяется неукротимой уверенностью в себе. И вот вместо того чтобы заглушить эти столь противоречивые чувства еще большей преданностью служению и усиленным изучением Слова Божия, он начинает должным образом оценивать свои чувства. Он действует, подобно человеку, который, ощутив у себя боли в боку, решает обратиться к врачу и сделать рентген. Осознавая себя носителем образа Божия и для Бога созданным, но в то же время понимая всю свою испорченность и греховность бунтаря и мятежника, желающего единолично управлять собственной жизнью, он ищет в себе подтверждения и своей неутоленной жажды, и желания найти силы для облегчения страданий.

Размышляя о том, как против него грешили люди, он вспоминает неприятные сцены с отцом. «Ты можешь хоть раз сделать что-нибудь как следует?» – кричал отец, когда он еще мальчишкой опрокинул на себя банку с масляной краской. Когда он вспоминает этот случай, он каждый раз переживает его заново. Это дает ему повод считать, что сердитые слова отца жестоко ранили его. Он понимает, что постоянно испытывает чувство неуверенности в себе, неспособности поступать так, как того требует ситуация, и это чувство управляет всей его жизнью.

Мысленно прокручивая в голове все те случаи, когда что-нибудь задевало его чувство собственного достоинства, и вспоминая, как он держался в тех нелегких ситуациях, ему все яснее видится один и тот же шаблон. Во время какой-нибудь неприятной встречи или разговора он всегда старался выказать свое огорчение в надежде, что его обидчик устыдится и, сжалившись, встанет на его сторону. Поняв это, молодой человек может более осознанно покаяться. Всякий раз, когда он испытывает нервозность, он способен точно определить, что вызвана она его страхом сделать что-нибудь не так, страхом потерять уважение и поддержку окружающих. А главное, он становится способен увидеть свою склонность манипулировать людьми с целью заручиться их одобрением.

Если он начнет обсуждать свои опасения с женой, возможно, она сможет найти мужество признаться ему, как ей неприятны их разговоры во время возвращения домой из церкви по воскресеньям. Всякий раз он настаивает, чтобы жена сообщала ему все те нелестные замечания и недовольство, которые она слышала от людей по поводу его проповеди, что ставит ее в неловкое положение. Она начинает относиться к мужу как к слабому, неуверенному в себе человеку и постепенно теряет к нему уважение.

Итак, зная о существовании боли в своем сердце и той формы, которую так часто принимает его требование скорейшего облегчения от внутренних страданий, наш пастор чувствует необходимость больше довериться Богу и покаяться в своей самозащите. И тогда в следующее же воскресенье по дороге домой из церкви он возьмет свою жену за руку и скажет: «Дорогая, я умираю от желания обсудить с тобой то, как я сегодня выступал, но на самом деле мне вовсе не обязательно это знать. Давай проведем этот вечер вместе, но с одним условием: даже не упоминать о церкви».

Вот в этом, по-моему, и проявляется перемена в его подходе к человеческим взаимоотношениям. Взгляд внутрь себя, открывший ему глаза на его духовную жажду и попытки самозащиты, сделал эту перемену возможной. Лет через тридцать, если он будет продолжать возрастать, раскаиваясь в своих самозащитных действиях всякий раз, когда распознает их суть, и позволяя Христу заботиться о своей испуганной душе, он перестанет быть лишь кимвалом звучащим. Он превратится в страдающего, но сильного духом, любящего человека, через которого действует Бог, чтобы коснуться жизни многих людей.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.