Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ГЛУБИНЫ ЖИЗНИ

Давайте представим себе человека в виде айсберга. Пусть надводная, видимая его часть, возвышающаяся над поверхностью воды, будет символизировать совершаемые этим человеком действия, его размышления и испытываемые чувства. Тогда огромная подводная часть айсберга под толщей воды — это скрытая от постороннего взгляда часть нашей души: побуждения и наклонности сердца, странные импульсы, временами ошеломляющие и заставляющие нас забывать о принятом ранее решении не поддаваться им; это различные болезненные воспоминания и неистовые эмоции, которые мы предпочли бы не афишировать.

Вы знаете, что сохранение контроля над «подводной» частью нашей личности требует определенных усилий. Мы должны принимать верные решения, должны учиться правильно думать. Мы должны управлять проявлением своих эмоций, не теряя при этом своей непосредственности. Но наши старания совершать верные поступки, правильно думать и контролировать эмоции быстро приводят к разочарованию. Если мы сохраним однажды поднятую планку нашей нравственности на неизменной высоте, мы вынуждены будем признать, что внутри нас происходит нечто такое, чем мы не в состоянии управлять сами. Тогда возникает вопрос: что делать с этой скрытой частью себя, с тем, что мы никак не можем изменить своими стараниями поступать как надо? Мы изобразим эту проблему следующим образом:

В христианских кругах чаще всего предлагают три возможных варианта решения проблемы «подводной» стороны души. Все три призваны произвести в человеке глубочайшие перемены. В этой главе я хотел бы кратко обрисовать эти три способа. Каждый из них по-своему ценен, но, отдельно взятый, не обеспечивает желаемого результата и приносит только излишние разочарования.

Способ 1: выполняйте свои христианские обязанности

Наверное, самое распространенное представление о том, как происходит изменение человека, таково: если мы принимаем решение старательно исполнять все, что говорит нам Господь, если мы подкрепляем свою решимость активным участием в различных христианских мероприятиях, тогда каким-то невидимым образом вступает в действие сила Божья, наделяющая нас способностью жить как подобает.

Нам говорят, что мы должны исполнять волю Божью, но делать это нужно Его силами. Всякие попытки продолжать жить по плоти неизбежно оканчиваются неудачей. «Над водой» мы делаем все как надо, в том числе пребываем в Слове Божьем, молимся и служим другим. Если мы выполняем все эти обязанности, то со временем Бог Своей рукою разрешает все глубинные проблемы «под водою», и мы получаем возможность жить, празднуя победу над грехом.

Если же мы не справляемся с проблемами, лежащими в глубине, то нужно лишь приложить чуть больше усилия — например, побольше времени уделять чтению Библии, молитве или церковным делам. Если мы будем исполнять свой христианский долг и пребывать умом и сердцем в Божьей истине, то не угасим и не огорчим Духа Святого. Когда мы предоставляем Ему свободу действия в нашей жизни, Его благодать дает нам способность поступать должным образом. Нет никакой необходимости вглядываться в глубь души. Что бы ни бурлило у нас внутри, мы верим, что все будет в порядке, что Бог заботится о нас, пока мы прилежны в своих христианских обязанностях. Не стоит углубляться в себя — это чревато опасностью сбиться с верной дороги на пути к зрелости.

Многие люди после нескольких лет преданного выполнения всех своих христианских дел и поручений в итоге обращались ко мне, как к профессиональному психологу, за консультацией, так как не получили ожидаемого результата. Они недоумевали:

«Может, я что-то делаю не так?». Все их усилия ни к чему не приводили, они чувствовали себя уставшими, опустошенными, разочарованными. А бывает и так, что, проведя годы, изучая Библию, молясь и работая в церкви, люди в конце концов превращались в косных, дисциплинированных, сухих христиан, которые правильно поступают, но мало любят. Конечно, не каждый человек склонен впасть в ту или иную крайность, но большинство из нас так и не находят способа по-настоящему измениться.

Мне вспоминается один молодой человек, долгие годы боровшийся со своим вспыльчивым характером. Не раз он расстраивал жену своими резкими замечаниями. Когда же он видел боль, причиненную его гневом окружающим, то испытывал сильные угрызения совести и отчаянно желал исправиться. Он испробовал все возможные способы. Он с пылкостью отдался изучению Писания и горячей молитве, в которой пребывал в утренние бессонные часы. Его работа в качестве помощника пастора заслуживала всяческих похвал. Люди любили его, но он чувствовал себя лицемером, притворщиком, привлекательным снаружи, но безнадежно испорченным внутри.

Молитва, изучение Библии, работа в церкви — все вместе взятое не смогло разрешить его глубинных проблем, прорывающихся наружу в виде приступов гнева. Он был в отчаянии: «Я не знаю, как быть, — признался он. — Мне никак не удается сдерживать себя, хотя я делаю все, что, в моем представлении, должен делать христианин. Однако у меня не хватает сил, я не представляю, что еще можно предпринять». Как видите, выполнение христианских обязанностей не изменило его изнутри.

Другой человек, бизнесмен средних лет, был прекрасным учителем Библии, неутомимым работником церкви и преданным мужем молитвы, но никому, даже его жене, не удавалось сблизиться с ним. Годы, проведенные в молитве и изучении Библии превратили его в человека, у которого в жизни все было по правилам, но не было любви. А апостол Павел ясно сказал, что без любви все наши старания немногого стоят. Этот человек добросовестно исполнял свой христианский долг, но не имел реальной силы вдохновить других на более глубокие и страстные поиски Бога.

Вывод ясен: для перемены изнутри необходимо нечто большее, чем прилежная старательность снаружи. Используя нашу модель айсберга, подобный подход к внутренней перемене можно изобразить следующим образом:

Способ 2: положитесь на Духа Святого

Второй подход допускает, что для изменения человеческого сердца требуется нечто большее, чем простое выполнение христианских обязанностей в ожидании того, что Бог Своей благодатью разрешит наши «подводные» проблемы. Для того чтобы преобразить все, что появилось в человеке вследствие грехопадения, чтобы сокрушить нашу упорную склонность к греху, необходимо особое вмешательство Святого Духа. Конечно, мы сами должны решать для себя, как нам поступать, должны стараться все больше и больше познавать Господа и Его Слово, но, чтобы человек возрастал в своем стремлении к благочестию, требуется особая сила, и такая сила существует.

Способ использования этой силы по-разному понимается разными людьми, но все они согласны в том, что Духу Святому должна быть предоставлена свобода действия в жизни человека. Но как это делается?

Некоторые призывают искать второго благословения. Так они называют крещение в Духе, считая его особым опытом, который следует непосредственно за принятием спасения. Они полагают, что работу Духа в человеке обязательно должны сопровождать свидетельства — например, говорение на языках, — которые бы указывали на присутствие внутри нас некоей духовной реальности.

Другие учения готовят нас к безоговорочной и полной отдаче своего сердца Господу, убеждая, что богоугодная жизнь невозможна, если мы будем полагаться только на собственные силы. Рожденное отчаянной необходимостью решение полностью довериться Господу говорит о такой зависимости от Бога, которая позволяет Духу Святому свободно действовать в самых глубинах нашей души, вырабатывая в нас способность приносить духовный плод.

Третьи придают особое значение свидетельству Джона Уэсли о «странной теплоте». Они говорят, что наше умение любить естественным образом развивается в нас по мере того, как мы глубже проникаем в истину о Божьей любви к нам.

Есть и такие течения, которые призывают нас считать себя распятыми и воскресшими со Христом до полного отождествления наглей собственной жизни с Его. Осознание своего нового «я» во Христе и добровольное подчинение этой новой реальности — присутствия Его жизни в нашей — поднимает нас на совершенно иной уровень победы над грехом.

Для всех перечисленных выше учений характерна одна общая мысль: внутренняя перемена возможна благодаря особому действию Святого Духа, Которому мы сами открываем дорогу неким решительным актом веры. Эту идею, лежащую в основе второго способа добиться изменений, можно изобразить так:

Способ 3: через препятствия к росту

Заметьте, что ни один из двух предыдущих способов не касается проблем подводной части айсберга напрямую. Зачем вникать и пытаться разобраться в таких трудностях, как страх перед любовными отношениями, возникший в результате сексуального насилия и переживаний детства? Какое нам дело до чьей-то заниженной самооценки, появившейся у него потому, что родители были недостаточно внимательны к своему ребенку? Не все ли равно, откуда у человека его необъяснимая склонность к чудачеству?

Первый подход заверяет нас, что единственное, что от нас требуется, — это усердное старание поступать как положено. В то время как мы будем выполнять свой христианский долг, сила Божья войдет в нашу жизнь и изменит ее. Если мы боремся с чувством подавленности и уныния, то нам не нужно вглядываться себе в душу, мы должны просто уделять больше внимания изучению Библии, молитве и христианскому служению.

Приверженцы второго подхода также считают, что взгляд внутрь совсем не нужен. Дух Святой знает все, что содержится в нашей душе, и может навести там порядок, если мы позволим Ему совершить там Свою работу. Долгий, основательный и весьма болезненный анализ наших привязанностей, чувств, устремлений и представлений о своей личности заставляет слишком много думать о себе. Все, что нужно человеку для коренной перемены, — это с большим воодушевлением довериться Духу.

Разочарование в этих подходах привело к распространению в наши дни новых методов христианской работы: психологических консультаций, групп общения, где можно поделиться своими переживаниями, семинаров, на которых учат понимать себя. Правильные поступки или беззаветное подчинение Духу Божьему не всегда производят желаемое изменение. Разочарованные в традиционных христианских подходах к духовным переменам, мы охотно принимаем новые идеи. Некоторые методы, применяемые на психологических консультациях, вполне приемлемы в тех случаях, когда прилежное изучение Библии или упования на действие Духа Святого не помогают преодолеть препятствия, задерживающие наш духовный рост.

Я сам психолог-консультант, я беседовал с сотнями людей и надеюсь, что многие получили от меня реальную существенную помощь. Я приветствую распространение такого метода, как психологические консультации, потому что большинство специалистов — хотя и не все — поощряют честный и открытый взгляд на «подводные» проблемы. Я считаю это большим плюсом. Трагедия состоит в том, что зачастую психологи лучше, чем Руководство наших церквей, осознают всю важность объективного и бескомпромиссного взгляда внутрь.

До тех пор пока эта ситуация не изменится, пока на собраниях народа Божьего люди не будут готовы мужественно смотреть жизни в лицо и, пытаясь помочь друг другу, не станут искать у Бога ответов на трудные вопросы, профессиональное консультирование будет играть нужную и необычайно важную роль, способствующую глубинному изменению в душах людей. К сожалению, консультанты сами до себе могут и не найти библейского решения проблем своих отчаявшихся клиентов. Пока церковь, в свою очередь, не начнет поощрять верующих к самоанализу, страдающие от мучительных вопросов люди смогут находить только временные решения и ложные выходы из сложившихся ситуаций.

Какие бы методы ни помогали людям — будь то работа с воспоминаниями, выход на подсознание или христианизированная психотерапия, в любом случае третий подход утверждает, что работа непосредственно с глубинными, «подводными» процессами в душе человека насущно необходима для устранения препятствий к духовному росту. Тем не менее, довольно часто усилия психолога не венчаются успехом, ибо большинство «подводных» вопросов имеют именно духовную природу. Попытки же изменить человека при помощи консультирования зачастую имеют своей целью лишь разобраться со скрытыми проблемами, а не привести человека к покаянию в тайном грехе. Недостаток этого подхода заключается в том, что человек обретает жизненную силу посредством развития самосознания и психологической зрелости. При этом Богу, действующему внутри нас, дарующему нам желание и способность измениться, отводится второстепенная роль. Я изобразил бы третий вариант следующим образом:

Анализ глубин человеческой души может принести немало разочарований. Христианская самодисциплина и правильное поведение не способны разрешить все внутренние проблемы человека. Если мы отдадимся во власть Духа Святого, чтобы Он Сам устроил нашу жизнь, то и тогда какая-то часть нашей личности останется незатронутой. Честный взгляд внутрь себя с помощью психолога-консультанта иногда запутывает и приводит к нездоровому самокопанию. Но все же наш Господь требует, чтобы сначала мы очистились изнутри и только потом — снаружи. Если мы стремимся к подлинной перемене, то без анализа своего внутреннего мира нам не обойтись.

Далее мне хотелось бы разработаться, что мы понимаем под понятием «внутренняя перемена». Это поможет нам пройти по жизненному пути, полному радостей и испытаний. Взгляд внутрь себя может разочаровать, но от него будет больше толка, чем от разговоров о двух лающих друг на друга собаках.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.