Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

ЗНАТЬ, ЧТО ИЩЕШЬ

Исследование сердца — занятие важное и в то же время сложное. Когда от нервного напряжения у нас внутри все переворачивается, мы хотим знать, почему так происходит. В чем причина этих ужасных переживаний, что при этом творится в нашем лживом сердце и глупой голове? Взгляд внутрь необходим, но он приводит нас в смятение. Мы хотели бы исследовать свою душу и вскрыть причины наших внутренних проблем, но в христианских кругах вряд ли можно найти столь необходимую нам помощь. (1)

На протяжении веков церковь брала на себя ответственность заботиться о душах и исцелять их, веря, что только Бог может по-настоящему исправить прогнившие сердца и избавить людей от одиночества. Но когда Зигмунд Фрейд открыл новую эру «глубинной психологии», верующие начали сомневаться, годятся ли для исцеления обнаруженных исследователями глубинных пороков человеческой души старые, привычные лекарства: исповедь, взаимное прощение и примирение. Такие явления, как депрессия, раздвоение личности или психосексуальные фиксации, казались благонамеренному, но наивному в вопросах психологии пастору чересчур сложными.

В середине 1900-х годов возникло движение, коренным образом изменившее бытующие представления о том, как помочь людям измениться. Церковь, прекрасно разбираясь в духовных вопросах — таких, как отношения между человеком и Богом, судьба человека в вечности, — обратилась к психологии за помощью в разрешении мирских, но не менее насущных проблем, с которыми мы сталкиваемся и в самих себе, и в отношениях с Другими людьми. За этим слиянием церкви и психологии стоит определенное допущение, что глубокому пониманию человеком самого себя способствует скорее психология, чем мудрость Священного Писания.

Попытки разобраться во внутренних процессах, основанные на библейских принципах, считаются несколько поверхностными и уместными, возможно, для выявления духовных проблем — таких, как противление Богу или неверие, — но недостаточными для объяснения многих других, очень личных, наших переживаний. Если вы хотите понять, почему ваша дочь страдает потерей аппетита или почему вам самим недостает уверенности в себе, то вы вынуждены обращаться к кому-нибудь за пределами церкви или, по крайней мере, искать пастора, образованного в области психологии.

Однако данная ситуация вполне объяснима. Зачастую церкви демонстрируют, к сожалению, весьма упрощенное понимание людских проблем. Многие церкви, как мне кажется, даже немного гордятся своим невежеством, настаивая на бесполезности взгляда внутрь. «Да он просто чрезмерно озабочен собственной персоной», — говорят они о любой попытке человека понять самого себя. «Если люди будут пребывать в Слове, усердно молиться и свидетельствовать окружающим о Христе, у них не останется времени терзать и мучить себя бесплодными размышлениями. Оставьте все эти ваши психологические штучки и начните посерьезнее относиться к вашим отношениям с Богом».

Перед многими искренними, ищущими христианами стоит выбор: либо не обращать внимания на трудности, связанные с внутренним развитием характера, и больше сил тратить на то, чтобы быть хорошими последователями Христа, не углубляясь в тонкости собственной души; либо постараться проникнуть-таки в ее глубины, руководствуясь более психологическими теориями, нежели библейскими откровениями. Осознание своего темперамента, исцеление от причиняющих боль воспоминаний, облегчение глубоко погребенных в душе мучительных переживаний, попытки залечить моральные травмы, нанесенные в детстве родителями, анализ отрицательных эмоций и скрытых наклонностей, подчинение их вашему сознанию — вот что предлагает нам второй из изложенных выше вариантов.

Но ни один из них не ведет нас к той перемене, которую желает для нас Господь. Если мы хотим измениться изнутри, то должны прежде всего понять, какие наши внутренние проблемы нуждаются в разрешении. Это требует взгляда внутрь себя. Подобный анализ следует проводить, руководствуясь библейским учением о том, что мы можем обнаружить внутри себя, погружаясь все дальше и дальше в глубины души. Я смею утверждать, что нам давно пора понять, как происходит эта перемена, начинающаяся с честного взгляда внутрь себя в свете учения Священного Писания.

Взгляд внутрь себя важен, но, как я уже сказал, он и сложен. Та же Библия, которая учит нас хранить сердце свое (Притчи 4:23), говорит нам, что его невозможно понять, потому что оно лукаво и крайне испорчено (Иеремия 17:9). Заповедь хранить сердце, которое нельзя понять, кажется нам похожей на 1 приказ охранять невидимого пленника, не упуская его из виду.

Несомненно, если нашу душу, как указывает Библия, так трудно понять, то в попытках проникнуть внутрь себя можно уповать единственно на готовность Бога помочь нам. Люди, исследующие человеческую личность, могут обнаружить массу данных и построить на них захватывающие и, возможно, весьма проницательные теории, но без Божьей помощи ни одна попытка изучить человеческое сердце не сумеет вскрыть те фундаментальные проблемы, которые требуют разрешения.

Радует, несомненно, то, что столь же истинно и утверждение, противоположное предыдущему. С Божьей помощью можно понять все, что необходимо понять. Когда депрессия и уныние медленно, но верно подтачивают наши силы, когда нас охватывают, казалось бы, возникающие из ниоткуда сильнейшие побуждения совершить нечто дурное, когда мы честно признаем, что неспособны любить, мы можем и должны оставаться уверенными в том, что Библия поможет нам увидеть то, что нуждается в нашем внимании.

БЛАГИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ: ПОРОЧНАЯ ТАКТИКА

А теперь мне хотелось бы, наконец, пригласить вас заглянуть в свой внутренний мир. (2) Для начала обратимся к тексту Священного Писания, в котором Бог говорит нам о том, что Он увидел, заглянув глубоко в сердца Своего народа. Это случилось в тот период истории, когда Израиль далеко отошел от Него. Вслушайтесь в слова Господа из книги пророка Иеремии (2:13):

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».

Я хочу, чтобы в этом тексте вы обратили внимание на два момента. Во-первых, люди страдали от жажды. Хотя здесь не говорится напрямую об их страданиях, мы читаем об этом между строк. Эту мысль подкрепляют частые упоминания в Библии о жаждущих сердцах и о том, что люди были созданы для наслаждения жизнью, которую можно обрести только в Боге. Мы все страстно желаем иметь то, что Господь сотворил для нашего счастья: непринужденные, разнообразные, свободные от напряженности отношения, наполненные любовью и глубоким взаимопониманием. И заметьте, из данного текста видно, что Бог знает, что Его народ жаждет, но не за это Он осуждает их. Проблема не в жажде. Господь упрекает народ в двух грехах, но ни один из них не связан с жаждой.

Второй момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание, — это то, что в поисках способа утолить свою жажду люди двигались в ложном направлении. Они отказывались довериться Богу, чтобы Он напитал их. Вместо этого они попытались сами позаботиться о себе. Полные решимости утолить жажду своих сердец, они взялись за лопаты, выбрали подходящее место и начали копать в надежде своими руками отыскать свое счастье. Говоря проще, люди сами хотят управлять собственной жизнью. Падший человек, с одной стороны, боится своей уязвимости и незащищенности, но в то же время во что бы то ни стало стремится сохранить независимость.

Человечество вступило на весьма опасный путь, когда Ева поддалась обману дьявола, поверив, что если она возьмет свою жизнь в собственные руки, то получит радость большую, чем мог дать ей Бог. Когда Адам, согласившись с ней, тоже захотел жить независимо от откровений Божественной воли, он заразил всех своих потомков болезнью «самоутверждения», желанием жить, никому не подчиняясь. Сегодня никто не ищет Бога в надежде обрести подлинную жизнь. Для нас естественнее придумать некий способ жить, который удовлетворял бы нашей склонности полагаться на собственные силы. Простое доверие Нынче не в моде. Защищать право на самостоятельность считается сегодня в порядке вещей.

Писание постоянно изображает людей как созданий жаждущих и глупых. Мы стремимся к удовлетворению своих потребностей, для чего, собственно, и были сотворены, но в поисках этого удовлетворения мы отдаляемся от Бога. Таким образом, можно ожидать, что, заглянув в свой внутренний мир, мы обнаружим там две вещи, глубоко сокрытые в нашем сердце: во-первых, жажду, или страстное желание того, чего не имеем, и, во-вторых, упрямое стремление к независимости, проявляющееся в том, что в поисках лучшей жизни мы выбираем ложный путь.

Осознав наличие этих двух фундаментальных черт, столь характерных для каждого смертного, мы сможем более продуктивно исследовать сущность наших повседневных проблем. В первой особенности — в горячем желании счастья — отражается наша человеческая природа и подчеркивается достоинство человека как носителя образа Божьего. Мы ищем таких отношений и такого бытия, которые недоступны ни для какого другого существа. Люди были созданы, чтобы наслаждаться богатством Личности Бога и богатством Его благословений.

Вторая особенность — склонность к неверным шагам и действиям — объясняется нашей греховностью. Только глупые, мятежные и горделивые люди в поисках собственного удовлетворения, способны отвернуться от Источника жизни. Именно это мы и сделали — и продолжаем делать. Как супруги, желающие наладить совместную жизнь, мы ставим друг другу условия. Мы не хотим вновь пережить страдания и горе, о которых у нас еще сохранились свежие воспоминания. Мы изобретаем способы поддерживать теплые отношения с себе подобными и в то же время держаться от них на безопасном расстоянии. Мы живем, предъявляя к другим слишком много требований с целью устроить свою жизнь и защитить себя от всего, что в нашем представлении может нам угрожать.

Мы должны предвидеть, что взгляд внутрь себя откроет нам и искренние, неудовлетворенные желания, и выспренние стремления, которые свидетельствуют о нашем человеческом достоинстве, и глупые, безрезультатные попытки оградить себя от страданий, которые отражают нашу порочность. Каждый человек по сути своей — просто неудачник. И чем глубже мы вглядываемся в свое сердце, тем отчетливее видим, насколько чудесна наша способность радоваться жизни и насколько трагична наша решимость сделать все от нас зависящее, чтобы избежать страданий.

ВЗГЛЯД В СЕБЯ

Один небольшой пример поможет нам понять, как эти два начала проявляются в душе человека. Одна супружеская пара не знала, как им быть с их двадцатидвухлетним сыном, который из-за пьянства собрался бросить колледж и вернуться домой.

Типичный христианский подход к решению данной проблемы состоял бы в том, что супругам посоветовали бы обратиться за консультацией к нескольким «экспертам», чтобы выяснить, какие библейские принципы можно применить в данной ситуации. После беседы с опытными верующими и молитвы о том, чтобы Господь помог им поступить правильно, мать и отец обычно принимают решение либо запретить сыну возвращаться домой с целью научить его ответственности, либо, наоборот, принимают его с распростертыми объятиями, чтобы преподать ему урок милосердия.

Но что если перед тем, как принять решение, нам прежде всего советовали бы обращать свой взор внутрь себя? Интересно, что бы мы там обнаружили? Возможно, мы бы узнали, что желание молодого человека обрести уважение, принимать участие в жизни семьи на равных правах не находило отклика у родителей. Быть может, отец держал его на расстоянии, был холоден с ним и не уделял ему достаточного внимания, а мать, напротив, чрезмерно опекала его, стремясь получить от сына ответной теплоты, которой не видела от мужа. В подобной ситуации, вероятно, отец, разрешив сыну возвратиться домой, должен извиниться перед ним за свою холодность и постараться впредь обращаться с ним подобрее. Мать же, предоставив сыну большую самостоятельность, могла бы сблизиться с мужем и начать поверять ему свои переживания, мысли, чувства.

Чтобы произошли подобные изменения, родителям — и матери, и отцу — нужно заглянуть к себе в душу и увидеть собственные несбывшиеся мечтания, свои пороки и грехи, которые они совершают в надежде защитить себя. Отцу, быть может, необходимо осознать, что у него не получается заботиться о других из-за того, что он боится, что его старания не будут оценены по Достоинству. Возможно, его собственный отец никогда особенно не хвалил его, а самым ценным качеством считал его любовь к труду. В результате он научился много работать и мало отдавать, не отвлекаясь на чужие проблемы, чтобы избежать своих. Поэтому когда сын-подросток начал доставлять ему немало хлопот, он еще глубже ушел в работу, злясь на то, что мальчик подводит его, не оправдывая возложенных на него надежд. Однако он ни разу не пожелал проявить свое беспокойство за судьбу сына и свою любовь к нему из страха, что подобная откровенность не найдет отклика в душе ребенка. Желание отца добиться уважения и любви собственного сына вполне оправданно, но его отчужденность и холодность как способ самозащиты от возможного неуважения в корне порочны.

Может быть, мать, прожив столько лет с человеком, который никогда не был до конца близок и откровенен с ней, превратилась в жесткую, суровую женщину, неукоснительно выполняющую свои материнские обязанности. Ее женская душа, быть может, изнемогает от одиночества и страдает от того, что окружающие пренебрегают ею. Эта боль так ужасна, что единственный выход, по ее мнению, — никогда и ни с кем не сближаться, чтобы никто не смог причинить ей страданий. Она прячет свою горячую любовь к сыну за стеной строгости, желая защитить себя от возможных разочарований. Однако, страстно желая иметь с кем-нибудь близкие отношения, она восполняет этот недостаток тепла чрезмерной заботой о сыне, ревностно и прилежно исполняя свой материнский долг. Она слишком опекает его, обращаясь с ним как с игрушкой, подобно тому как Ревекка обращалась с Иаковом. Так что мальчик, должно быть, видел рядом с собой черствого и равнодушного отца и в то же время находился под неусыпным контролем матери, следившей за каждым его шагом. Я вовсе не оправдываю греховного поведения этого молодого человека, целиком и полностью возлагая всю вину на его родителей. Однако если сын собирается возвращаться домой, я предпочел бы, чтобы вся семья участвовала в решении проблем в их взаимоотношениях.

Подобная ситуация может случиться в любой семье. Будь у этого юноши мягкий отец, во всем потакающий любимому сынку, и покорная, безответная мать, не смеющая никому ни в чем возразить, то тогда, прежде чем возвращать его в родительский дом, не помешало бы убедиться, что ребенок извлек из происшедшего хороший урок и научился более ответственно относится к своей судьбе. К сожалению, никакой самый глубокий самоанализ не даст нам абсолютной уверенности в правильности принимаемого решения. Но все-таки некоторое понимание того, что происходит у нас внутри, помогает увидеть, какие изменения должны произойти в нашей душе, прежде чем изменится наше поведение.

Во второй части книги я хотел бы исследовать устремления человеческого сердца, а в третьей части — показать, как и почему для удовлетворения своих желаний мы избираем неверную тактику. В четвертой части, опираясь на Библию, мы увидим, как в душе человека совершается переход от стремления к самозащите к поиску Бога. И этот переход, как будет показано далее, является основой перемены самой души.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Свое понимание человеческой личности я более подробно излагаю в книге «Understanding People» ( Grand Rapids: Zondervan, 1987).

2. Более подробное описание явлений, происходящих глубоко в душе, со ссылками на Библию вы можете найти в книге «Understanding People» (Grand Rapids: Zondervan, 1987).



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.