Христианская библиотека Логос

Главная Контакты Скачать
 
Главная >> Книги >> С описанием >> Внутренний мир

Внутренний мир

E-mail
Автор Ларри Крабб   
17:10:2008 г.
Оглавление
Внутренний мир
Взгляд в глубину
Что скрывается под внешностью?
Пловцы и ныряльщики
Взгляд в себя может принести разочарование
Глубины жизни
Знать, что ищешь
Кто жаждет...
Наши желания
Переживая боль
Зачем столько боли?
Три вида желаний
Осознание жажды
Зачем нам знать о жажде?
Как распознать нашу жажду?
Мы ищем не там, где следует
Греховная самозащита
Суть проблемы
Проблема требовательности
Возникновение проблемы
Что делает Бог с требовательным духом
Ложные пути
Понять самого себя
Слово Божие
Люди Божии
Изменяясь изнутри
Постигая тайну
Что нужно изменить?
Разобраться в своих разочарованиях
Сила Евангелия
События, которые приносят разочарование
Грех в общении
Глубинная перемена
Изменение самого нашего естества
Дорогая цена перемен

ЧАСТЬ II

«Я не хочу признаться, но со мной что-то не так»

МЫ — ЖАЖДУЩИЕ ЛЮДИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

«КТО ЖАЖДЕТ...»

Если мы желаем стать людьми, которые знают Бога, вкушают Его в полноте, придающей силы в самые тяжелые времена, когда мы отвержены и одиноки, тогда нам следует обратить свой взор в глубь себя. По представлению многих христиан, на пути к жизни с избытком и духовной зрелости от нас требуется лишь прилежно изучать Слово Божье, с верою и жаром молиться, охотно свидетельствовать о Евангелии, пользоваться любой возможностью рассказать другим о Христе и постараться сделаться неутомимыми членами поместной церкви, готовыми посвятить ей свое время, таланты и десятину.

Многие люди хотели бы лучше справляться со своими христианскими обязанностями. Они живут, чувствуя себя виноватыми за свое несоответствие общепринятым требованиям, и полагают, что их проблемы могут быть разрешены, если только они приложат побольше усилий и постараются «жить как надо».

Другие старались изо всех сил, но изнемогли. Они всегда следили за тем, чтобы поступать «как следует», но теперь они приходят в церковь и сидят там отрешенно, лишь внешне участвуя в богослужении. Они чувствуют себя обманутыми, подавленными и разочарованными, размышляя, какие еще барьеры потребует от них взять Господь, прежде чем изменит их жизнь и сделает ее счастливой.

А есть и такие люди — и я подозреваю, что таковых большинство, — которые считают ревностное отношение к изучению Библии, к молитве, свидетельству и служению подходящим лишь для особо призванных. Иеремия был избран еще в утробе матери. Павел был призван ослепляющим небесным светом. Пасторы отделены для особого служения посредством рукоположения. Но простой человек должен быть всего лишь приветливым к окружающим, хранить супружескую верность, усердно трудиться и соразмерно распределять свое время между семьей, церковью и собственным досугом. В церквах полно людей, которые задумываются о своей жизни только во время рекламных пауз в телепередачах да на чинных библейских занятиях. А так они вполне довольны жизнью, удовлетворены собой и, возможно, даже слегка благодушны в своей благодарности Богу за Его благословения.

Вообще, христиан можно условно разделить на две категории: на тех, кто предъявляет к христианской жизни самые высокие требования, и тех, кто предпочитает вести заурядное, но добропорядочное существование. Первая категория включает в себя людей, разочарованных своей неспособностью соответствовать собственным высоким идеалам, а также тех немногих, удовлетворенных своей прилежностью в исполнении обязанностей. Вторая группа состоит по большей части из людей, живущих умеренно счастливой жизнью, пока дела с их здоровьем, финансами и отношениями с друзьями обстоят хорошо. Если же все летит кувырком, они борются за то, чтобы во что бы то ни стало восстановить привычное течение жизни. Если им это не удается, они начинают поиски других источников комфорта и порядка. Но когда этот комфорт и порядок не компенсирует страданий, неизбежно встающих у них на пути, тогда появляются горечь, обида, желание любыми способами вырваться из этого порочного круга.

Наш Господь сурово упрекал тех, кто всего лишь приспосабливал свою жизнь к высоким, тщательно выверенным нормам религиозного поведения (Матфея 23:13-36). С обезоруживающей проницательностью, которая кажется вполне естественной, когда направлена на фарисеев, но неприятно поражает, когда нацелена на нас с вами, Христос выставляет напоказ всю грязь, скрываемую под оболочкой благочестивой, нравственной и дисциплинированной жизни. Заметьте, что завидное рвение и стремление следовать установленным меркам не производит в нас той жизни, о которой говорил нам Господь. А от людей, которым все равно, которые не живут, а существуют, Господу было просто тошно: «Знаю твои дела; ты не холоден, не горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15-16).

Внешняя чистота — неважно, является ли она плодом рвения или плодом благодушия — не впечатляет нашего Господа. Неумолимо проникая в глубины нашей души, Он намеревается очистить нас от всей мерзости, которую мы там прячем. Чтобы жить жизнью, которую уготовил для нас Бог, нам нужно обнажить всю грязь души и самим постараться принять участие в процессе очищения. Мы должны заглянуть внутрь себя.

ДВА ОТНОШЕНИЯ

Для людей, которые после многих лет отчаянных попыток жить по правилам расстались, наконец, со своими иллюзиями и разочаровались в жизни, у меня есть хорошие новости: большие усилия — это не решение проблемы. Но тем, кто доволен собой и своим ревностным следованием христианским нормам либо своею размеренной и удобной в нравственном отношении жизнью, я вынужден со всей откровенностью заявить, что для них у меня неутешительные новости: Господь Иисус Христос настойчиво желает заглянуть в их внутренний мир.

Когда психолог убеждает людей заняться самопознанием, у христиан в нашем западном обществе обычно возникает две наиболее типичные реакции. Одни люди немедленно слышат в этом совете призыв к самокопанию и выражают беспокойство по поводу того, что того и гляди при церквах появятся группы «самоизучения», которые будут настолько поглощены обсуждением личных вопросов и проблем, что замкнутся на себе и даже не вспомнят об окружающих, которые Бога не знают.

Однако есть и такие, которые откликаются на подобное предложение с удовольствием. Они надеются, что повышенное внимание к глубинным нуждам освободит людей от удушливого законничества, от четко расписанных правил и норм и поможет распространить идею примирения всех людей, которые никак не могут примириться даже сами с собою.

Прежде чем мы непосредственно обратим свой взор на наш внутренний мир, я хочу сразу сказать, что меня не устраивает ни одно из упомянутых выше отношений к этому вопросу. Первое, при котором человек боится, что самопонимание приведет его к эгоизму и погружению в себя, отталкивается от убежденности в том, что личные проблемы растворяются в смеси библейского знания и различных церковных мероприятий. Грех видится не чем иным, как неким умышленным поступком, нарушающим Божьи уставы. Поэтому считается, что быстрый, поверхностный взгляд на нашу жизнь — это все, что нужно, чтобы увидеть, где же мы сбились с пути. Углубленное изучение нашего сердца не нужно и даже вредно. Усиленное стремление поступать как должно — вот секрет победоносной жизни.

Второе отношение, которое подчеркивает важность примирения человека с самим собой как основы жизни с избытком, не определяет грех столь мелко — как обычный проступок. Однако оно тоже ошибочно определяет грех как неспособность человека в полной мере довериться Богу, чтобы начать любить себя. Предполагается, что корень человеческих проблем кроется в недостатке взаимопонимания и согласия, а не в глубокой и непоколебимой греховности. С этой точки зрения, результатом взгляда внутрь себя станет не искреннее раскаяние, но ясное сознание собственной ценности.

ЗНАЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА В СЕБЯ

Поскольку мы несем постоянную ответственность перед Богом, я считаю, что взгляд внутрь себя необходим. Однако его прямое назначение состоит вовсе не в том, чтобы способствовать повышению нашей самооценки. В этой главе я попытаюсь показать, что взгляд в себя поможет нам по-новому отнестись к нашей зависимости от Бога и осознать, что значит глубоко верить. Он также призван развенчать нашу смехотворную решимость распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Такое разоблачение подтолкнет нас к более глубокому покаянию и большему послушанию.

Внутренняя перемена нужна не для того, чтобы человек стал полнее соответствовать христианским меркам, и не для того, чтобы с каждым днем он становился все счастливее и счастливее. И подобное соответствие, и высшее счастье должны появляться в нашей жизни лишь как дополнительные плоды духовной зрелости, приходящей вместе с переменой внутреннего мира. Те, кто выходит на такой уровень отношений, когда глубоко затрагиваются души других людей, становятся зрелыми личностями. А чтобы стать таковыми, необходимо заглянуть в душу к себе и для начала разобраться в своем собственном внутреннем мире.

Благодаря этой глубинной перемене сердца нам становится легче приводить новых людей к Богу, ибо они видят, как крепка и искренна наша любовь. Мы никогда не смогли бы достичь подобных успехов посредством самодисциплины или аутотренинга, ибо ни то, ни другое не очищает нас от грязи, скрытой в глубине. Ни то, ни другое не поможет нам увидеть и понять, что все наши убогие попытки любить своих ближних насквозь пропитаны подсознательным желанием защитить прежде всего себя. Ни то, ни другое не поможет нам измениться изнутри. Нам нужно честно заглянуть в себя и разобраться во всех изъянах своей души.

В предыдущей главе я уже говорил, что, вглядываясь внутрь себя, нам следует руководствоваться двумя важнейшими утверждениями, которые мы находим в Писании: люди жаждут и люди заблуждаются. Будучи подобием Божьим, созданные, чтобы наслаждаться Богообщением и всем, что создал Господь, мы жаждем и страстно желаем того, что было утрачено нами при грехопадении. Будучи же людьми падшими и заявив о своем намерении найти жизнь вне Бога, мы разрабатываем глупые, неэффективные и безнравственные стратегии, чтобы обеспечить удовлетворение своих желаний. Я уверен, что, просматривая свою жизнь слой за слоем в надежде увидеть, что же находится в самой ее глубине, мы обнаружим и наши устремления, и ту тактику, которую мы избираем для воплощения их в жизнь. Давайте сначала рассмотрим, каковы же наши потребности.



 
 
Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.